– Eсли зaбить в пoпулярный пoискoвик слoвoсoчeтaниe «Дрaмaтург с Дoнeцкa», умнaя мaшинa бeз прoмeдлeния выдaст oтвeт: Aлeксeй Курaлex. A дo вaс в Дoнбaссe писaлись пьeсы – неужели 150 лeт в дрaмaтургичeскoм смыслe рeгиoн oстaвaлся пустынeй?
– Людeй, пишущиx пьeсы, в Дoнeцкe былo мнoгo. Нo, нaскoлькo я знaю, с целью ниx этo нe стaлo oснoвнoй дeятeльнoстью. Этo были рeжиссёры, зaвлиты, прoзaики, журнaлисты. Тex, с целью кoгo дрaмaтургия стaлa бы oснoвным видoм твoрчeствa и зaрaбoткa, сxoду я нaзвaть нe мoгу. Бoюсь oшибиться и тoчнo нe xoчу, чтoбы сoздaлoсь впeчaтлeниe, чтo дoнeцкaя дрaмaтургия нaчaлaсь с мeня (смeeтся).
– Ваша милость тoлькo вeрнулись из Мoсквы, чтo стaлo пoвoдoм с целью пoeздки в стoлицу?
– Мeня приглaсили нa цeрeмoнию вручeния прeмии «Тeaтрaльный рoмaн», гдe мoи «Сны Пeнeлoпы» пoбeдили в номинации «Лучшая канцонетта». Эта премия стала продолжением лаборатории «Бьеннале театрального искусства. Молодые драматурги и молодое поколение режиссёры». В прошлом году в рамках этой лаборатории был объявлен олимпиада. Условия были такими: присылаются пьесы, жюри отбирает шорт-фольга, затем режиссёры представляют эскизы в соответствии с одной из пьес-финалисток. А превосходнейший эскиз ставится на сцене театра Моссовета. Я послал держи конкурс «Сны…». Числом условиям, молодым драматургом будто бы тот, чей драматургический срок не превышает 10 парение. Поэтому, несмотря на неповторимый уже не совсем безусый возраст, я неожиданно попал в категорию «молодых». Кампанелла добралась до финала, а режиссёрский чертеж Фамила Джавадова стал победителем. В жюри премии был театровед Митрош(к)а Родионов, главный редактор журнала «Место» и руководитель премии «Деланный роман». Он предложил напечатать пьесу и выдвинул её в номинанты премии. Ради что я выражаю ему глубокую благодарность.
– Когда состоялась премьера в театре Моссовета?
– 5 ноября 2022 возраст. Роль Пенелопы сыграла Нася Макеева, Одиссея – Алексюха Яцко. На премьеру я отправиться не смог, но поехала моя мамашенька. Когда я был ещё подростком, я с мамой (поэтом Светланой Куралех, работавшей с 80-х в Донецком театре кукол – И.В.) чуть (было каждый год бывали в Москве получи спектаклях московских театров. Признаюсь, когда-нибудь я начал писать, у меня появилась выше всяких похвал, чтобы мама оказалась в Москве держи спектакле по моей пьесе. И вона месяц назад эта утопия сбылась. К слову, в этот приход мне удалось самому его оглядеться. Компанию мне составила старшая дочка Чужеземный. Ей 12 лет, я боялся, что же ей будет скучно, же нет – спектакль ей понравился.
– В украинских театрах следом 2014 года обязательным персонажем стал злой как собака НКВДист или другой выразитель ненавистных «Советов», русского народа. Современное украинское театральное умелость стало заложником пропаганды. Маловыгодный стали ли, как лешье мясо после дождя, возникать пьесы пропагандистского характера, в ваших произведениях лупить украинцы? И если есть – в таком случае какие они?
– С 2014 годы были написаны десятки пьес о Донбассе. В тех, которые я читал, агитационный момент выражен довольно изо всех сил. К пропаганде я отношусь настороженно. Реклама все примитивизирует и упрощает. Ми кажется, её стоит сторониться не только в художественном произведении, хотя и в серьёзной журналистике.
У меня только одна пьеса на злобу дня, в которой отражены реалии конфликта. Сие пьеса «Перемирие» 2017 годы. Там по сюжету двушничек украинца и два сепара (сепаратиста) пытаются реставрировать на «нейтралке» уничтоженный дом. В доме живёт Мура – беременная женщина, которая ждёт ребёнка, что-что, естественно, навевает определённые ассоциации. Сие пьеса – о возможности (или невозможности) понимания и прощения. В ней я старался наказывать украинцев (равно как сепаров) реальными, живыми людьми. А «нейтралка» – сие, возможно, некое чистилище, помощью которое нам всем яко или иначе предстоит прерваться.
– Ведь, что вас записали в «молодой драматурги» – безвыгодный страшно: шутят же, как например, что в России молодым поэтом не грех быть до 70 полет. Но все же: если вы начали работать в этом жанре и что-что успели сделать?
– Писать пьесы я начал в 2016 году. Токмо пока написано семь пьес. Четверка опубликованы в журнале «Современная драматургия» (беллетристический журнал, выходящий в Москве с советских времен, – И.В.). Три пьесы поставлены: «Перекур» в театре «Живописный факел» (Новосибирск), в театре «Бери Литейном» (СПб) и в «Пятом театре» Омска. «Невозможное редкость» шло в «Красном факеле», а «Сны Пенелопы», (то) есть уже говорилось, в Москве, в театре Моссовета.
Я объединение образованию филолог, окончил Донецкий казенный. Ant. личный университет, в студенческие годы писал литературоведческие и критические статьи, публиковался. Сие были 90-е, всё менялось, возникло чувство, что наука никому безлюдный (=малолюдный) нужна. Как и многие после этого, занялся бизнесом. Особых успехов малограмотный достиг, но о выборе отнюдь не жалею – было без- скучно. Повидал много разных людей, испробовал различные профессии.
В 2014 году внезапно для себя начал чертить сценарии, а потом взялся вслед пьесы. Наверное, возникла тяготение выплеснуть из себя треволнения, чтобы не ожесточиться нате фоне происходящего вокруг. Вывести – это как выговориться: становится кризис миновал. Первая пьеса «Шабашка» ₋ о работе бригады строителей идеже-то в донецкой степи – была мере) автобиографической. Она приглянулась главреду «Современной драматургии» Андрею Волчанскому. Меня сие вдохновило – стал сочинять дальше. В 2018 году мое «Перекур» победило на конкурсе «Отметка», через год было поставлено. С сего момента я смог гордо титуловать себя драматургом.
– Кто угоду кому) вас образец из классиков и изо современных мастеров?
– Из русских классиков недалек, конечно, Чехов. Из современных иностранных драматургов интересны Стоппард, Макдонах, Зеллер. Трескать (за (в) обе щеки) много хороших российских драматургов, ради творчеством которых стараюсь заботиться – Дмитрий Данилов, Лексей Житковский, Наталья Мошина, Машуня Огнева… Постоянно появляются новые имена.
– Алексий, сейчас российского зрителя (особенно ТВ) невыгодный слишком ли «перегрузили» донецкой темой? По всей вероятности, восемь лет все больше или менее сдержанно сочувствовали донецкому региону, а ныне нате каждом углу идет фонтан об ужасах, переживаемых жителями Донецка и Луганска. Возможна ли – присутствие длительном юзании и профанировании темы – «вздутие» страданий дончан?
– Когда-никогда в 2018 году я предлагал «Мир» театрам и киностудиям, ми говорили, что тема Донбасса «непроходная». Не раздумывая картина противоположная: есть вопрос на сценарии и пьесы получи тему конфликта. Но хотят получить держи выходе примерно то но, что и на телевидении, получи популярных ток-шоу. Промеж (себя) тем, для искусства, чай, требуется, говоря литературоведческим языком, определённая эстетическая разница, отстранённость от происходящего. Посерединке событиями и написанием произведения нужно пройти время. Нужно побыть в тишине, ради понять, что происходит. Теперь это, наверное, в полной мере до черта.
– Расскажите о вашей жизни в Донецке, в который-нибудь части города расположен ваш куща. Почему остались? Были ли прилеты в непосредственной близости? Сызнова-таки заезженной стала фразочка о говорении пушек и молчании Муз. Только как реально заниматься творчеством около бомбами – и когда в кране неделями перевелся воды?
– В Донецке мы живём в (двух от цирка. Раньше уезд считался спокойным, но не долго думая спокойных районов в Донецке чуть было не не осталось. Прилететь может в что бог на душу положит время и в любое место. В летнее время, в день рождения дочери, прилетело получи соседнюю улицу – сгорел стать стройматериалов. К счастью, никто приставки не- пострадал. Весной, когда до центру били «Точкой-У», нежданно не погибла сестра жены – человечество в очереди рядом с ней были убиты тож ранены. Вода у нас один в три дня на немножечко часов. Детсады закрыты, в школе – дистанционное выезживание. Это тяжело и для учителей, и к родителей, но, в первую наряд, для детей. Им приставки не- хватает нормального общения. (подруга и дети стараются лишний в одно прекрасное время из дома не смотреть. У меня работа связана с поездками. Я езжу с носа) день – и по городу, и за области. В общем, живём обычной жизнью обычной донецкой семьи.
Аюшки? до творчества… Последнюю пьесу дописал в начале 2022 возраст. Больше пока не пишется. Может, сказывается скарб, а, может, отсутствие времени. Пытаюсь мочиться для кино. Но чтобы меня это работа больше простая. В ней больше труда и ремесла, нежели творчества.
– До 2014 возраст в Донецке работали не не более государственные, но и андеграундные камерные театры, кампания которых так или то) связана с именем донецкого поэта, переводчика и режиссера Сергея Шаталова. Вам сотрудничаете с ним?
– Мы обильно регулярно общаемся. Он в свою очередь в Донецке, но, естественно, пшик не ставит. К тому а, неделю назад прилетело по части молодёжному центру – бывшему кинотеатру «Комсомолец», идеже он раньше ставил спектакли, погибли людишки. Что еще к этому наддать?