Oснoвнoй прoeкт трaдициoннo будeт пoкaзывaться в Цeнтрaльнoм пaвильoнe, чтo нaxoдится в сaдax Джaрдини, и нa бывшeй вoeннo-мoрскoй бaзe в Aрсeнaлe. В выстaвкe примут учaстиe 213 xудoжникoв изо 58 стрaн мирa: всeгo прeдстaвят 1433 рaбoт, 80 с кoтoрыx aвтoры сoздaдут спeциaльнo для биeннaлe. Причeм, бoльшинствo с ниx – жeнщины или гeндeрнo-нeкoнфoрмныe xудoжники, нeсooтвeтствующиe принятым нoрмaм oпрeдeлeннoгo пoлoвoгo пoвeдeния. Сeсилия Aлeмaни дeлaeт aкцeнт нa гeндeрнoм вoпрoсe: курaтoр oснoвнoгo прoeктa биeннaлe считaeт, чтo сeйчaс сaмoe врeмя пeрeoсмыслить «цeнтрaльную рoль мужской элемент в истoрии искусствa и сoврeмeннoй культурe». Русскиe xудoжницы тoжe будут нa Вeнeциaнскoй биeннaлe: в экспoзицию вoйдут работы знаменитой авангардистки Александры Экстер (1882 – 1949) и кубистки Марии Васильевой (1884-1957), которая училась у Матисса и позировала Модильяни, а этак же современной молодой художницы из Петербурга Жени Мачневой (качество. 1988), которая работает в основном с текстилем.
Есть шансы на, публику, которая сможет добраться до Венеции, ждет фантастическое вид, сотканное из лоскутков разных мифов, мировоззрений и фантазий о будущем. Уместно, в день конференции по поводу биеннале итальянское начальство объявило, что в страну можно въехать и с прививкой «Спутник». Таким образом и российская толпа получила шанс посетить мировой арт-смотр и заметить ответы на вопросы, которые Сесилия Алемани озвучила в своем манифесте: а отличает растения от животных, человека от нечеловека, каковы наши дело по отношению к планете, другим людям и другим формам жизни, и т. е. бы выглядела жизнь без нас? Идея в книга, что человек является центром Вселенной устарела: антропоцен сдает домашние позиции, уверена Алемани. Пришло время новой философии.
«Давление технологий, углубление социальной напряженности, вспышка пандемии и надвигающаяся угроза экологической катастрофы всякий день напоминают нам, что, будучи смертными телами, наш брат не непобедимы и не самодостаточны, а скорее являемся наполовину симбиотической паутины взаимозависимости, которая связывает нас (подруга) с другом, с другими видами и с планетой в целом», – считает опекун. Поэтому в фокусе художников будут вопросы связи «между органическим и неорганическим», «новая курс идентичности» и «то, что феминистский теоретик и активистка Иля Федеричи называет «повторным очарованием мира» – смешение местных традиций с личной мифологией». Таким «поворотным очарованием» наполнено созидание Леоноры Кэррингтон, поэтому именно ее книга «Молоко снов» достанет на грядущем международном арт-смотре «аллегорией века».
В противном случае судить по творчеству Леоноры Каррингтон, будут допустимы любые фантазии. Миры художницы и писательницы населяют мистические и странные персонажи – полулюди – полуживотные. Ее работы схоже живописи Дали или Босха: мрачные тона смешиваются с яркими цветами, нелепость граничит с гротеском, мифы с реальностью. Судьба Леоноры Каррингтон в свою очередь напоминала фантастический сон.
Она родилась для севере Англии в богатой и влиятельной семье рьяных католиков. Предки мало времени уделяли детям, в детстве Леонора была предоставлена самочки себе и няне-ирландке, которая регулярно рассказывала девочке старинные легенды и предания. В 9 парение Леонору отдали в католическую школу, но уже впитанная волюшка бастовала в ней против строгих правил. Тогда «несносную девчонку» отдали получи и распишись перевоспитание в школу благородных девиц при монастыре Чудотворец Марии в Аскоте, откуда ее потом отчислили.
С малых полет Леонора рисовала, и родители в итоге согласились на художественное генерация: она отправилась учиться во Флоренцию, а потом в лондонскую Академию искусств. А в 20 парение влюбилась в женатого 46-летнего художника Макса Эрнста и сбежала с ним в (столица, где вошла в круг сюрреалистов. Когда началась партизанщина, Эрнста арестовали – как представителя «вырождающегося искусства». Каррингтон в свою очередь грозила тюрьма, но она успела сбежать в Испанию. Макса в итоге вытащила с заключения меценатка Пегги Гуггенхайм, увезла его в Америку, идеже они и поженились.
Леонора пережила из-за не (более случившегося серьезный нервный срыв. Тогда отец поместил ее в психиатрическую клинику, откуда родом Каррингтон удалось бежать. Помогла ей та самочки няня-ирландка – причем, прибыла она за воспитанницей возьми подводной лодке! Из Испании Леонора отправила в Португалию, оттудова – в Америку, а затем – в Мексику, где она и жила вплоть до своих конца дней.
Леонора Каррингтон продолжала малевать и написала ряд книг, наполненных черным юмором и таинственностью, внутри них – «Дом страха», «Каменная дверь», «Слуховая трубка». Леонора отчасти раз снималась в кино и выступала художником по костюмам в фильме Хуана Лопеса Моктесумы «Дом сумасшедших». Каррингтон скончалась в 2011 году – в 94-летнем возрасте. После семь лет ее дом в Мехико, где иконописица жила с 1948 года до своей смерти, был превращен в Метрополитен-музей. Тогда же, в 2018-м, в городке Ксилитла был открыт всё ещё один музей Леоноры Кэррингтон, он же – Мировой центр изучения и распространения сюрреализма. И это уже маловыгодный дом, а целый замок, построенный в ХIХ веке. Предварительно 1999 года там размещалась тюрьма. Словом, необычную фигуру возьми сей раз выбрали в качестве флагмана Венецианской бьеннале.
Интригующе звучит и идея архитектурного решения основного проекта. Первейший павильон будет разделен на пять разделов, которые задуманы равно как «капсулы времени», где работы современных художников представят в диалоге с историческими произведениями прошлого. У каждой «капсулы времени» довольно свое поэтично-мистическое название – например, «Колыбель ведьмы», «Тела мутантов» либо — либо «Технология очарования». В каждый из пяти разделов найдутся работы, которые безграмотный вошли в официальный канон истории искусств – то, зачем долго считалось второстепенным. Таким образом, будет перестукиваться и перечитываться летопись искусства. «Ни одно историческое описание нельзя считать окончательным», – считает Алемани. Многие мысли художниц прошлого ныне вновь становятся актуальны – их идеи проявятся в работах современных авторов и сие будет продемонстрировано наглядно.
Слияние органического и искусственного, узы между человеком и машиной, язык тела, знаки и символы – чисто темы, которые предполагается раскрыть в «капсулах времени». В одно целое будут собраны фантазии об апокалиптических сценариях одичавших клеток и ядерных кошмарах, постгендерном будущем, сексуальном общении с природой, новой экофеминистской мифологии, криогенных существах и многом другом. Своеобразным эпиграфом станут аллегорические черным-черно-белые коллажи кубинской художницы Белкис Айон о воображаемом матриархальном обществе. А стартовый раздел будет посвящен киборгам. Здесь в диалог вступят изящные скульптуры эстонской художницы Ану Пыдер, изображающие фрагментированные фигуры, модернистские монолиты американки сын из ныне украинского городка Переяслав Луизы Невельсон и механические объекты немки Ребекки Хорн, посвященные модификации тела человека. «Молоко снов» — сие не выставка о пандемии, но она неизбежно фиксирует потрясения нашей эпохи. В такие период искусство и художники могут помочь нам представить новые способы сосуществования и бесконечные новые потенциал трансформации», – заключила Сесилия Алемани.