Eгo нoвaя кaртинa oснoвaнa нa книгe нeмeцкoгo филoсoфa и писaтeля Винфридa Гeoргa Зeбaльдa и рaсскaзывaeт o тoм, кaкиe пoтeри нeсeт культурa вo врeмя истoричeскиx пoтрясeний. Сeргeй Лoзницa пoзициoнируeт сeбя укрaинским рeжиссeрoм. В пoслeдниe гoды oн живeт в Бeрлинe, гдe снимaeт фильмы нa русскoм языкe. A рoдился oн в Бeлoруссии, жил в Киeвe, учился и работал в России. В лояльности к современной России его петляво заподозрить. Тем не менее Украинская киноакадемия лишила его членства и потребовала через мирового сообщества не считать украинским кинематографистом следом его высказываний об абсурдности бойкота какой-либо культуры. В показание раздались призывы бойкотировать уже его фильмы.
«Поразительно, почему несколько лет назад те же фильмы «Донбасс», «Майдан», «Бабий Крутояр. Контекст» уже были запрещены», — сказал Лозница в своей ответной по прошествии вручения награды речи в Каннах. Он считает, в чем дело? произошло это в России по приказу правоохранителей, а пока украинские «активисты» требуют отмены показа этих фильмов в демократическом Европейском союзе. «Приходится с прискорбием свидетельствовать, что в некоторых вопросах их позиция совпадает с позицией российских силовиков», — сказал Лозница.
Диатриба его была долгой и подробной. В частности он сказал: «Язык — одна с важнейших и основополагающих категорий культуры. В языке и при помощи языка формируется и выражается мировоззрение человека. Требование запрета культуры равносильно требованию запрета языка. Домогательство столь же безнравственное, сколь и безумное. Как позволяется запретить язык, на котором разговаривает 350 миллионов индивид(уум) на земном шаре? Я обращаюсь сейчас к вам получай моем родном языке, на котором я говорил в моем родном городе Киеве с детства. Получи и распишись этом языке говорит большая часть беженцев с восточных областей Украины». Лозница призвал людей культуры «сделать работа, чтобы противостоять варварству в любых его проявлениях», содержать здравый смысл и защищать культуру. Он привел непревзойденный пример за всю 75-летнюю историю Каннского фестиваля, иным часом его руководство получило письмо от советских киночиновников с требованием упрятать из программы фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского в 1969 году. «В этом году такая но история произошла с моим фильмом «Естественная история разрушения» производства Германии, Литвы и Нидерландов».
Невыгодный утихают споры и вокруг «Жены Чайковского» Кирилла Серебренникова. Собственными глазами (видеть) он приезжал на фестиваль с кратким визитом с Амстердама, где ставит оперу Вебера «Вольный стрелок», показ которой намечена на начало лета. Никаких протестных акций в праздник его каннской премьеры не случилось, хотя опасения были. Зато полуобнаженная украинская активистка, тор которой было разрисовано в цвета национального флага, выбежала получай красную дорожку 20 мая перед показом австралийско-американского фильма «Три тысячи парение ожидания» Джорджа Миллера, пока перед камерами позировала Тильда Суинтон и оставшиеся актеры.
Маловероятно, что «Жену Чайковского» покажут в России, а теперь над ней нависла еще и угроза прославленный блокады после высказываний Кирилла Серебренникова на медведка-конференции. Он попросил поддержки российского олигарха, попавшего лещадь санкции и поддерживающего прогрессивное кино в России. Мало того, ровно многие так и не смирились с участием российской картины в фестивале (год) спустя обращений о глобальной отмене русской культуры, а тут до сего часа сам Серебренников подлил масла в огонь, сказав, почто жертвами стали семьи, потерявшие сыновей на территории Украины.
В Каннах показали неигровой фильм «Мариуполис-2» погибшего в апреле в Мариуполе литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса. Симпатия учился в Оксфорде и Кембридже, в последние годы жил в Афинах и изучал тему насилия. Его первая панно с тем же названием участвовала в 2016 году в Берлинале. Дальше гибели режиссера фильм завершила его невеста Нюрася Билоброва вместе с Дуней Сичовой. Первая картина рассказывала о жизни обычных людей в условиях обострения отношений посерединке Россией и Украиной. В 2022 году Кведаравичюс вновь приехал в Жданов и снял разрушенный город с опустевшим зоопарком, укрывающимися в церкви людьми, которые «довольствуются тем, по какой причине у них есть», снял о сердцебиении жизни, как симпатия сам сказал.