Музeй в Кaмeргeрскoм пeрeулкe рeшил внoвь пoднять вoпрoс o сцeничнoсти / нeсцeничнoсти дрaмaтургичeскoй чaсти нaслeдия Aлeксaндрa Сeргeeвичa, пoскoльку пушкинoвeды «пoчти нe рaскрывaют зрeлищную прирoду тeaтрaльныx тeкстoв», – этo цитaтa с aнoнсa выстaвки. Вooбщe, чтoбы исслeдoвaтeли изучили картинность или что-то до сей поры, сначала должно произойти собирание материала – что и делается музеем в движение десятилетий.
Историческая канва такова. В первый раз Художественный театр обратился к произведениям Пушкина в 1907 году – диатриба о драме «Борис Годунов». Потом главным художником выступил мифический Виктор Симов, а постановщиками – Немирович-Данченко и Лужский.
Как рукой сняло семь лет, и театр – в 1915-м году – поставил «Маленькие трагедии».
Отдельные произведения цикла поделили промеж (себя) собой два гения – Немирович-Данченко взялся режиссировать «Торжество во время чумы» и «Каменного гостя», а Станиславский – «Моцарта и Сальери». Же в итоге на афише значилось одно прозвание режиссера и художника – Алексюша Бенуа.
Руководство Бенуа отнюдь не было номинальным, так на правах именно ему принадлежала понятие объединить пьесы в трилогию, с намерением зрители увидели, как «борется человеческая нутро с Богом, как борется симпатия с другими душами, как побеждает их и по образу в конце концов оказывается беспросветно проклятой, погибшей», – рассказывают в Музее МХАТ.
О «Борисе Годунове» Красивый театр вспомнил вновь в 90-е – каприччио серьезно резонировала с текущей политической ситуацией.
В 1994 году постановщик Олег Ефремов поручил постановочную купон художнику-сценографу Борису Мессереру. Боря Асафович широко прибег к техническим ухищрениям – в спектакле двигались фрагменты пола, с через которых сменялись отдельные сцены, а в подвесных спускаемых экранах возникали ремарки, обозначавшие момент и место действия каждой сцены. Около этом над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Таня Глебова по поручению Ефремова создала костюмы, стилизованные около аутентичную одежду начала XVII века – эскизы работы выдающегося костюмера ты да я видим на выставке.
Минуя этого посетители в максимальном приближении знакомятся со спектаклем «Последние житье» (1943 года) и «Медная старушка» (1975). Эскизы к последнему, созданные театральным художником Петром Вильямсом, заняли держи выставке особое место.