В мae 1913 гoдa в тeaтрe Eлисeйскиx пoлeй в Пaрижe впeрвыe пoкaзaли бaлeт Игoря Стрaвинскoгo «Вeснa свящeннaя». Зритeли были в ярoсти. Oни-тo ждaли деревенский бaлeт, чтo-тo врoдe dpa.zt.ua
Чайковского, танцовщиц в пачках, пуанты, носочки, пируэты. А получили ритуальные вечер танцев девиц, демонстрирующих свои «кочерыжки». И костюмы были маловато похожи на балетные пачки. Артистов освистали, оскорбляли, в них швырялись стульями. В общем, ожидания публики оправданы невыгодный были. Но именно яко начиналась история современного русского балета, а виновником «торжества», выключая Стравинского, был Сергей Дягилев.
Не принимая во внимание «Весны священной» были и отдельные люди постановки — «Петрушка», «Свадебка», «Аполлон Мусагет», повально с музыкой Стравинского. А еще показывали русскую оперу — «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянку» Римского-Корсакова» и многострадального «Бориса Годунова» Мусоргского, которого. На руку, коллеги-композиторы музыку Мусоргского как и не понимали и ругали (да время все расставило возьми свои места и показало, что же Мусоргский был гением, что опередил свое время). Постановки ездили в рамках прославленных «Русских сезонов», антрепризы, призванной отрекомендовать запад с русским искусством.
Главной «фишкой» «Русских сезонов» был своевременный балет. Сергей Дягилев и его великолепная пятерка и вратарь, Стравинский, Бакст, Серов, Бенуа, Нижинский, сделали музыкально одаренный театр эксцентричным и дерзким. Лишить покоя на сцену экзотические костюмы, оказать совсем другую хореографию — экстремально смелое решение.
Антреприза оставила большинство ценных «артефактов», которые в первый раз были собраны Алексеем Бахрушиным, основателем театрального музея. Больше 1000 эскизов, декораций, театральных программ и афиш, открыток с автографами, а равным образом фарфоровых изделий, связанных с «Русскими сезонами».
Бахрушина с Дягилевым познакомил Воля Михайловский, историк театра и содействователь инспектора Московского театрального училища. Симпатия попросил Бахрушина принять Дягилева, приехавшего в Москву буква в букву на день. После встречи началась переписка, результатами которой стали двум выставки. Первая — «Мир искусства», а вторая — бьеннале русских портретов XVII-XVIII веков. В Таврическом дворце показали двухсотлетний портрет нации, всего побольше 2300 картин, большую выпуск из которых Дягилев собрал нестандартно.