Выстaвкa «Печали и плача) кaк бeспрeдмeтнoсть. Рoждeниe нoвoгo искусствa» oткрылaсь в нaчaлe нoября. Aвтoр этиx стрoк стaл eдинствeнным журнaлистoм с Мoсквы, присутствoвaвшим нa oткрытии eкaтeринбургскoгo прoeктa, кoтoрый, кстaти, вeснoй сoбирaются пoкaзaть в стoлицe. Курaтoры Aндрeй Сaрaбьянoв и Нaтaлья Мюррeй сoбрaли фoтoгрaфии, дoкумeнты, рaбoты Мaлeвичa и eгo пoслeдoвaтeлeй вoeдинo, чтoбы выразить путь одного из самых ярких движений авангарда — супрематизма. С рассвета до заката. Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры» разместилась в финале выставки (возьми втором этаже), рассказывающем как раз о закате авангарда в 1930–1940-х годах. Супрематизм понемногу угасал вместе со своим лидером, болевшим на четвереньках. «Похороны Малевича стали похоронами авангарда», — сказал Мужественный Сарабьянов в финале кураторской экскурсии. «Три фигуры», созданные одной изо самых верных последовательниц Малевича в 1932–1934 годах, в этом смысле адски показательная картина. Потому как сюжет — неприкрытый оммаж на живопись учителя. Подобные фигуры вне лиц можно найти на соседнем стенде, лишь их автор уже сам Малевич — богомаз написал их в конце 1920-х для выставки в Третьяковке. Что ни говорите при ближайшем рассмотрении картины Лепорской было заметно, что на лицах есть карандашные следы, обозначающие кадрилки и рты. Исследователи предполагают, что Анна сама их сделала, так чтобы в случае чего объяснить, что это незаконченная объект, подмалевок. Похоже, невоспитанный зритель решил «пробежать» по авторской линии ручкой.
Последователям Малевича в ситуации официального соцреализма приходилось отступаться от избранного стиля и творить в рамках художественного курса «партийной очерк». Анна Лепорская, вслед за своим супругом Николаем Суетиным, нашла себя в керамике — возлюбленная стала художником по фарфору и преуспела. Ее работы с размахом тиражировались, были высоко оценены Международной академией керамики в Женеве, показывались в разных выставках в Европе. Все это время Лепорская тихом сохраняла архив и рисунки Малевича, а также супрематические работы его учеников и собственные. По сей день это свидетельствует о том, что в результате кампании визави супрематизма его последователи ушли в тень, нашли новые ниши, хотя не отреклись от идей Малевича. Возможно, благодаря тому столь сильна была вторая волна авангарда 1960–1980-х…
Возможность на выставке в Екатеринбурге заставил вспомнить сложную историю одного изо самых известных сегодня арт-направлений. И еще как-то присмотреться к поздним картинам художницы, чье имя в постсоветской России было незаслуженно забыто. Перебрать в памяти о ее подвиге и том времени, когда супрематистам самим приходилось «калечить» свои работы для отвода глаз.
Надо сказать, что инцидент произошел 7 декабря, двум недели шла внутренняя проверка, только 20 декабря гульбище обратилась в полицию. Информация о ЧП в СМИ просочилась всего сейчас. Третьяковская галерея отказывается комментировать повреждения, нанесенные работе, могильная тишина хранит и Ельцин-Центр. Замдиректора галереи Илья Шипиловский объяснил сие тем, что сейчас идет расследование правоохранительных органов, и однако сотрудники обязаны хранить тайну следствия. Однако возлюбленный добавил, что благодаря камерам видеонаблюдения удалось назначить личность вандала. Поначалу в полиции, кажется, не крошки поняли, что случилось и в чем проблема, — уголовное мастерство не заводили больше месяца. Сейчас оно, едва ли не, будет открыто.
К счастью, работа пострадала незначительно: один в одном месте обнаружен скол красочного слоя. Тем безвыгодный менее страховка в 75 млн руб. Третьяковской галерее сейчас выплачена. После инцидента с картиной Анны Лепорской в Ельцин-Центре усилили опасение, а над всеми картинами выставки установлены защитные экраны.