— Выстaвкa «Прo/100» прeзeнтуeт принципиaльнo нoвую вeрсию истoрии Литeрaтурнoгo музeя. Дo нeдaвнeгo прoшлoгo лeтoпись вeлaсь с 1934 гoдa, кoгдa нaркoм прoсвeщeния Aндрeй Бубнoв пoдписaл прикaз o сoздaнии Гoсудaрствeннoгo литeрaтурнoгo музeя. Тoгдa двa сущeствoвaвшиx литeрaтурныx музeя были слиты в oдин и иx вoзглaвил Влaдимир Бoнч-Бруeвич, кoтoрый в 1920-e был личным пoмoщникoм и сeкрeтaрeм Лeнинa. Пoслeдниe исслeдoвaния пoзвoлили рaсширить истoрию музeя дo 1921 гoдa, кoгдa был сoздaн пeрвый заметный Литeрaтурный музeй имeни Чexoвa. Aрxив писaтeля стaл oснoвoй oгрoмнoгo фoндa сoврeмeннoгo Литeрaтурнoгo музeя, — рaсскaзывaeт «МК» зaмдирeктoрa пo нaучнo-фoндoвoй рaбoтe Aлeксeй Нeвский.
Сeгoдня Литeрaтурный музeй oбъeдиняeт oкoлo 12 плoщaдoк, eгo кoллeкция xрaнится в пяти рaзныx пoмeщeнияx, кoтoрыe в скoрoм врeмeни дoлжны oбъeдиниться в новом корпусе музея получи и распишись Таганке. Логика повествования этой исторической выставки отталкивается наравне раз от формирования обширного фонда музея. В него нынче входят около миллиона рукописей, редких книг, фотографий, записей голосов писателей и поэтов и их личных вещей. В живописной коллекции — рядом 2000 работ. Проект разбит на 20-летия и занимает двушничек этажа корпуса на Зубовском бульваре. Каждый раздел представляет шмутки, которые пополнили фонд в этот отрезок времени. Почему здесь рядом оказываются контрастные герои: Чехов и Маяковский, сатирические журналы времен Екатерины II и главный «Черный квадрат» Малевича, иллюстрации к поэмам Пушкина и трафареты плакатов ОКНА РОСТа.
Выставка начинается с личных вещей автора «Чайки» и «Вишневого сада». Их сохранила его медицинская сестра — Мария Павловна. Она была первым директором музея Чехова, а стало быть, и первым руководителем Литературного музея. А одним из первых предметов хранения, записанных в книгу поступлений, стала рожа Чехова, которую он привез с Сахалина. В 1890 году мифограф добровольно отправился на далекий остров, куда немножко кто отправлялся по своей воле. Сюда ссылали людей, в томишко числе и политзаключенных. Чехов получил разрешение на наведывание местных поселений и тюрем, чтобы увидеть своими глазами каторгу. Ему желательно как можно ближе познакомиться с людьми, потому симпатия принял участие в переписи населения. Писатель заполнил более всего 100 тысяч карточек. Он хотел собрать самое многое «фактуры» для задуманной книги, поэтому скупал снимки местных фотографов или — или заказывал сам. Вот один из них — снимок женщины в кандалах. Это сама… Сонька Золотая Рукоять, легендарная воровка и мошенница! Она в длинном белом туника, не способном скрыть беременность. Чехов опишет дальше Софью Блювштейн в книге «Остров Сахалин»: «Это рюмка, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом». Повторение, как и вся судьба авантюристки, окутан легендами. Начиная с того, отчего фото в кандалах — показательное (она действительно носила путы два года, потом их сняли, а снимки в кандалах делали нате продажу), заканчивая тем, что на самом деле сие была не Сонька, а некая подставная женщина… Популярно, что спустя несколько лет Блювштейн освободят и возлюбленная останется жить на Сахалине, где и умрет в 1902 году ото простуды. Впрочем, это лишь одна из версий судьбы мошенницы.
Хором с этим артефактом представлены и другие личные вещи Чехова. Скажем так, его фирменное пенсне. А еще кепка для рыбалки, возьми козырьке которой видны дырочки от крючков: опытные рыбаки крепят их бесцельно, чтобы не искать. И, конечно, иллюстрации к пьесам. Следовать чеховским архивом представлен раздел о художнике Исааке Левитане, кто был другом писателя (пока они однажды малограмотный поругались в пух и прах). Марья Павловна питала к нему некие чувства, может жить(-быть, поэтому сама училась рисованию. Она сохранила многие принадлежности художника, которые потом вошли в фонд Литературного музея.
Среди ранних поступлений — погибельный перстень Дмитрия Веневитинова, подаренный ему княгиней Зинаидой Волконской, в которую скальд был безумно влюблен. Это кольцо девушка купила в Италии: оно было найдено нате развалинах древнеримского города Геркуланума, который погиб близ извержении вулкана Везувий в 79 году. Веневитинов носил презент на брелоке часов. Он заявил, что наденет перстенек на палец только в одном из двух случаев: нате смертном одре или во время венчания с княгиней Волконской. 20-раннелетний поэт написал о перстне стихотворение под названием «Завещание», оказавшееся пророческим: «Внимайте: желание мертвеца / Страшна, как голос прорицанья./ Внимайте: чтоб сей кольца / С руки холодной не снимали:/ Пусть с ним умрут мои печали / И будут с ним схоронены». Через год, в 1827-м, Веневитинов простудился, а через две недели скончался с пневмонии. За несколько часов до смерти его дружок, поэт Алексей Хомяков, надел ему кольцо для палец, так Веневитинова и похоронили — с перстнем на пальце. Через сто лет большевики решили построить на месте Симонова монастыря, идеже и был упокоен поэт, Дом культуры. Тело поэта было эксгумировано, перстенек сняли с пальца. Так роковой подарок попал в Писательский музей.
В 1930–40-е подборка музея пополнялась невероятными темпами, и причина тому безлюдный (=малолюдный) только фигура Бонч-Бруевича, который до поры поперед времени оставался влиятельным функционером, но и само дата — страшная пора репрессий. Многие писатели, публицисты и коллекционеры были сосланы в лагеря alias расстреляны, а их архивы попали в НКВД. Оттуда передали рацион в ЦГАЛИ (ныне – РГАЛИ) и Литмузей. Многие писатели, оказавшись в опале у советской верхи, были вынуждены продавать свои коллекции. Среди них Демиан Бедный. Из обширной коллекции писателя показали всего лишь несколько потрясающих изданий — редкие экземпляры журналов «Трутень», «Полярная звезда», «Почта Духов» и первые издания Радищева и Пушкина.
— Наша сестра знаем Демьяна Бедного как баснописца, но некто был крупным коллекционером и библиофилом, — рассказывает куратор выставки Дашута Каверина. — В 1920-х у него были самые большие тиражи и гонорары в советской России. У него был индивидуальный вагон, который он время от времени приказывал прицепить к поезду, ехал в Питер, где находил самые редкие издания. Он скупал книги полками! Привозил в Москву и на родине разбирал, лучшее оставлял себе, а остальное продавал. Считается, из-за этого он и погорел. Бедный жил в Кремле, и по малом времени вылетел оттуда, а потом и из партии. Сохранилась надпись, якобы он пожаловался приятелю, что Сталин беретик книги из его библиотеки, а когда возвращает, так на страницах остаются следы грязных пальцев. Сие якобы стало известно Сталину и послужило одной с причин опалы. Более вероятна другая история. В Кремле писака был соседом Сталина и слышал его ссоры с Аллилуевой. Порой та покончила жизнь самоубийством, Сталин не захотел сохранять рядом свидетеля тех событий. Спасибо, что малограмотный уничтожил.
В(за)правду, за каждым экспонатом — целый мир, отражающий настроенность, интересы, стиль и судьбу его владельца. Будь ведь первый «Черный квадрат» Малевича, созданный им в (видах оперы «Победа над солнцем», или чудом сохранившиеся оригинальные трафареты ОКОН РОСТа, неужели браслет Марины Цветаевой, расколовшийся напополам в день смерти поэта. То есть (т. е.) манжета Михаила Булгакова, на которых карандашом оставлен рукопись. Или фарфоровые шахматы наркома просвещения Анатолия Луначарского — они олицетворяют белое и вино движения. Причем в этой битве не может взяться победителей — просто потому, что доска в комплект малограмотный входила. Особое впечатление производит финальный раздел выставки, идеже представлены поступления последних десятилетий. Здесь можно заслышать записи голосов Анны Ахматовой и Бориса Пастернака иначе говоря увидеть концептуальный рисунок из букв Андрея Битова, учреждённый на печатной машинке…