В eгo кoнкурсe прeдстaвлeнo oдиннaдцaть кaртин рaзныx жaнрoв — oт «Эсaвa» Пaвлa Лунгинa дo «Пoслeднeй «Милoй Бoлгaрии» Aлeксeя Фeдoрчeнкo. Прeзидeнт жюри — кинoрeжиссeр Влaдимир Xoтинeнкo — сoкрушaeтся, чтo сeгoдня изо кинeмaтoгрaфa исчeз живoй, нoрмaльный чeлoвeк. Вoпрoс o гeрoe нaшeгo врeмeни дaжe нe стoит. Oстaлись мaриoнeтки, сxeмы, мoдeли.
Кoрoлeвoй фeстивaля стaлa Рeнaтa Литвинoвa. Нa высoкиx кaблукax oнa «нeслa-нeслa свoe нaгрoмoждeниe», рoскoшнoe чeрнoe плaтьe с акцентом нате спине, создававшее эффект кимоно. Внимание публики привлекли ее огромные «блескучие», во вкусе говорит сама Рената, клипсы и «полезная» обувь. Коль (скоро) ваши пальцы разделены, то это лучший вариация. И скажет Рената об этом так, словно произносит: «Ваши грабки пахнут ладаном». Вот и в слове «Эльбрус» она делает осаливание на первом слоге. Звучит странно, но данное) время на фестивале так все и говорят.
Все ее ждут — Илья Авербух с беременной Лизой Арзамасовой, с которых идет сумасшедшая энергия любви, 93-летняя Танюта Пилецкая, снявшаяся в ее картине «Северный ветер». А Рената как богиня опаздывает минут на сороковничек, и никто не в обиде. Красота требует жертв.
— Я однако время совершаю над собой усилие, и это продукт, — рассказывает нам Рената. — Есть люди, которые едят одну горошинку в дата, занимаются кроссом, надувают себе губы, как плюшки, а объясниться с ними не о чем. Работа над оболочкой… Ой, обсосок. Не помню, когда в последний раз ела жареную картошку, товарищи. Только-тол в поездках могу попросить себе чай с сахаром. Представляете? Другой раз ты жирный и сам себе не нравишься, тебе далеко не хочется даже надеть красивое платье. Ты приставки не- хочешь смотреть на свое отражение.
На Кавказе Ренатка представила свою режиссерскую работу «Северный ветер», посетила сад, не очень понимая, в каком городе оказалась, перепутала Ессентуки с Кисловодском. Кириена Муратова называла ее чудачкой. И правда, рассказывает, что гуляла в местном парке — смешно, готовая новелла: «Там бегают собаки, бабушки как-то продают. Время остановилось. Вспомнились фильмы Феллини, снятые им в родном городе. Что будто меня отбросило в детство с его застоявшимся воздухом каникул, часом некуда идти. Любому творческому человеку нужны паузы, в некоторых случаях попадаешь в горячий вакуум, и тебе никуда не должно, и ты никому не нужен. Бредешь по парку и думаешь о нежели-то важном».
В спектакле «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, поставленном Ренатой, играет старейшая мхатовская дублерша Раиса Максимова. Ей тоже 93 года, сиречь и Татьяне Пилецкой. Они исполняют одну и ту но роль в театре и в фильме.
— Это две мои любимицы. Я их ассоциирую с мамой. Люблю породистых актрис старой школы, силу их характера, сверкучесть, невещественность. Максимова мне говорила, что если предашь музу театра, так она покинет тебя навсегда. Я фанат советского киношка. Я вдохновлялась Нонной Мордюковой, которую считаю лучшей актрисой советского экран, Фаиной Раневской. Какая порода! Трудно найти такие мощные аналоги промеж молодых актрис, хотя, когда им будет 93 годы, может, и они наберут мощь. Возраст, морщины — сие тоже багаж. Ты не можешь быть гладким всю биография. Просто нужно уметь красиво состариться, прожить бесцельно, чтобы сохранить свою душу. Старость неизбежна. Знаете, зачем я вам скажу, — лучше быть старой, чем мертвой.
Возродившийся блеснула, как комета, да и была такова. Умчалась сверху день рождения дочери в Москву.
— Ульяна учится в Королевской академии искусств в Антверпене и настоящее) время видит себя как художник и арт-дизайнер. Без лишних разговоров она делает коллекцию одежды.
Сама Литвинова держи актрису не училась, окончила сценарный факультет ВГИКа. В эту пору вспоминает те странные времена:
— Тогда были ошметки Советского Союза. Спирт распадался. Меня отправили стажироваться на «Мосфильм» в коалиция Сергея Бондарчука. Я написала отчет, за который ми поставили «двойку». Я написала, что «Мосфильм» полон холмиков, в которых зарыты несостоявшиеся таланты. А если я перебирала сценарии, то в них были волосы наших редакторш. Вслед за этим кинематограф развалился. По киностудии бегали собаки. Снимали считанные единицы. У меня был гонорар 500 долларов за план и за роль, но я была счастлива. Никогда безлюдный (=малолюдный) ставила задачу заработать денег. Была задача отвернуть великое кино. Я никогда не хотела сниматься. Когда-когда меня пригласила Кира Муратова в «Увлеченья», я не могла отказать, благодаря тому что что она была для меня священная. Чисто так я стала артисткой. Когда читала оскорбительные рецензии, так думала: «Господи! Как такое можно писать?» Кое-когда защищалась на сценарном факультете, редакторша спросила: «Вы не касаясь частностей говорите по-русски? Какой-то подстрочник». В вознесенье не было, чтобы мне сразу сказали, ась? ты такая уникальная, пожалуйста, возьми деньги и работай.