…Экипаж 36-летний Максим Тюриков, самолет летел почти вслепую. Автомобиль был брошен вверх и вниз. После четырех часового перелета порт отказал двигатель, а затем вправо. Пришлось совершить аварийную посадку посреди тундры.
“Слепой” посадки
Командир экипажа Тюриков Максим Жуков.
Произошло это 23 апреля 1947 года. С-47 “Дуглас” вылетел на маршрут поселок Косистый – Дудинка – Красноярск. Поселок Косистый-это военный объект, по ценным бумагам под названием “Москва-279”. На борту был 852 кг груза и около 26 или 32 пассажиров. Это разные, потому что в те годы на борту может быть более слепых пассажиров, так называемые “мягкие кролики”. В салоне – военных, геологов, полярников, семьи: люди спешат на отдых… Погода на севере непредсказуема, в апреле в любой момент может начаться Снежная буря со шквалистым ветром. Так было в тот день…
Двигатели самолета начали действовать сразу после запуска. И если генератор на правый двигатель не удалось, и перед, левый двигатель мог “тянуть” все рейсы, но на небесах, критически снизилось давление масла. Босс принимает решение Выключить левый двигатель и левое без генератор на правый двигатель не работает. – Это прим. – прим. ред.) лайнер быстро теряют контакт с внешним миром, и способность ориентироваться. Когда на стенде для обоих двигателей, стало ясно – придется сесть, и приземление будет трудно. Тюриков выбрал место льстить. По посадке четырех-метровым слоем уплотненного снега “сам Дуглас”, и отсек ему нос в вечной мерзлоте, разгромить части корпуса, но благодаря профессионализму экипажа, никто не пострадал. Эксперты до сих пор называют почти чудо, что самолет почти вслепую мог взять.
Он уехал и не вернулся
“Я Совета Тюрикова. На Борту
3 детей и 6 женщин. 22.04.47 0.30 Кожевникова из самолет взлетел и отправился в Красноярск. В 5.30 аварийную посадку. Жертв нет”, – он принес с несмываемыми чернилами командир экипажа Максим Тюриков на внутренней обшивке сторону искалеченного самолета.
Босс оставил эту надпись, даже если он знал, что скоро они начнут смотреть вверх и прочь от самолета нет смысла. Вокруг на много миль ни одной живой души. Кроме того, полярные летчики есть железное правило: в случае аварии при посадке никогда не покидать самолет – это почти верная смерть. Но на борту были дети. И мать с экипажем что-то делать.
Во-первых, командир попытался запустить правый двигатель, чтобы получить электричество. Все попытки были тщетны. На третий день Максим Тюриков-с бортинженер, радист и шесть добровольцев из пассажиров ушел за помощью. Видимо в надежде найти место, пастухи…
Шесть лет спустя, останки летчика нашли охотника в верховьях реки дьявол-это 120 (!) км к юго-западу от места аварии. Членство тюрикова карта удостоверение личности, свидетельство пилота и ноутбука. Членов экипажа и пассажиров, ушел с ним по-прежнему не хватает.
20 дней в тундре
Оставшиеся в самолете, и люди стояли в очереди, чтобы получить помощь. Поставки были почти голодали. В конце третьей недели после катастрофы каждый день он должен был просто пустой несколько ложек супа. В отчаянии, он писал письма на примере пилотных: “сидеть в покое. Все в конце. Духом не падает. Квартира встретила. Все удовольствие,” это было 1 мая 1947 года.
Тогда несколько строк. Последнее сообщение 11 мая. В середине трое пассажиров решается на отчаянный шаг – уехать в тундру, в надежде поймать рыбу в небольших ручьях, по расчетам, бежал несколько километров от места крушения. Это Триптих, и тогда спасение одной из поисковых самолетов.
У кого еще есть “Дуглас” был жив и здоров, просто дети немного обморозил руки и щеки. В тундре, что они провели в ожидании помощи, ровно двадцать дней.
За 70 лет они едва поблекли. Фото: Соцсети
Ушли в небытие
Люди, которые берутся. Самолет остался в тундре. В государственном архиве является право на списание самолета с-47 на 24. мая 1947 года:
“…Давили и деформировали нос тела, согнутые рамы, козырек кабины. Разбитые окна, левый двигатель оторвало, изогнутых крыльев. Самолет перестраивается, но на замерзшем болоте в тундре. Транспорт не представляется возможным.
И самолет ушел в небытие. Но, как оказалось, не навсегда.
Дуглас ждал народ 70 лет спустя: на 2 августа, экспедиция ученых отправилась на полуостров Теймура доставить легендарный самолет на “материк”.
– До ближайшего города 200 км, сообщает пресс-секретарь географического общества Юлия Комиссаренко. Совет был очень тщательно разобрать, чтобы не повредить ни одной детали: “Дуглас” практически в первозданном виде, и это редкость! Самолет погрузили на баржу для доставки в порт Валек, потом на грузовиках в порт Дудинка и снова на воду в Красноярске. Там будет выставка будущего музея освоения Севера.
СПРАВКА “КП”
Это Дуглас с-47-дл Надземного, серийный номер 9118 был выпущен на заводе в лонг-Бич (Калифорния), 12. Марта 1943 года в городе Фэрбенкс (Аляска), которые переданы по ленд-Лизу, и советские ВВС. В военных действиях он не участвовал, был в составе 1-й дивизии паром авиации Гражданского воздушного флота. Служили так называемая линия Сталина (воздушный мост ленд-Лизу). Красноярский маршрут, или маршрут “Аляска – Сибирь (Алсиб), который входит 26 аэродромов, по указанному маршруту. Принцип был такой: летчики дивизии паром воздуха, сидел за штурвалом истребителя или бомбардировщика, поставленного в рамках программы в США. Заходит в самолет СССР ушел на фронт. Бомбардировщики на свои собственные, воины были демонтированы и перевезены по железной дороге. И пилоты-поставщиков “Дуглас” (в том числе “наш”) в очередной раз полетел на Аляску.
Одним из этих пилотов был командиром самолета Максим Тюриков. Он был одним из самых опытных полярных летчиков с 15-летним опытом работы антенны.
Кстати,
“Ленд-Лиз” государственной программе, принятой Конгрессом, 11. В марте 1941 года, и обеспечить доставку до союзников, оружия, боеприпасов, военной техники, стратегического сырья (в том числе металлов и нефтепродуктов) на условиях:
- поставляли оружие, боеприпасы и другую военную продукцию, используемые в бою (боеприпасы, горючее) или уничтожены в боях, а также утраты оборудования, должны быть оплачены;
- оборудования, возвращенного после окончания войны и пригодное для гражданских целей, при условии, что оплата (полностью или частично, совместно с США) за счет долгосрочных беспроцентные кредиты в США для этих целей;
- подходит для использования после войны, должно быть возвращено к нам если нас спросят.
Трасса “Алсиб” все бросили 7925 самолетов.