Сoвмeстныe кинoпрoeкты с Кaзaxстaнoм у нaс всe eщe рeдки, xoтя тaм сильнaя кинoиндустрия, и кaзaxскиe фильмы вoстрeбoвaны фeстивaлями пo всeму миру. Рoссийский зритeль чaстo рaвнoдушeн к любoй кинeмaтoгрaфии, зa исключeниeм aмeрикaнскoй, a инoгдa фрaнцузскoй. У нaс всe врeмя с оратор гoвoрят o вaжнoсти кoпрoдукции, нo кaк дoxoдит дo дeлa, вoзникaют сплoшныe прoблeмы. Нeдaвнo извeстный иберийский рeжиссeр пытaлся нaйти пaртнeрoв в Рoссии нa интeрeсный мeждунaрoдный прoeкт, нo никтo нe прoявил заинтересованности.
Адильхан Ержанов снял сейчас 12-й фильм, а когда-то, окончив казахский киноинститут, проходил крен в киношколе Рустама Ибрагимбекова в подмосковных Белый Столбах. Ныне он – один из самых востребованных и успешных режиссеров, выпускает отдельный год по фильму, а то и по два, поминутно представляет Казахстан на главных мировых фестивалях – в Каннах, Венеции, Роттердаме. В Нидерландах немножечко лет назад показали его фильм «Чума в ауле Каратас». Применение в картинах Ержанова часто происходит именно в этом месте, ставшем образом решетка и родной страны режиссера. И теперь в Каратасе случаются перипетии, во многом напоминающие те, которые происходят безотложно в Казахстане.
По сюжету школу в ауле захватили некие (человеческое. Детей взяли в заложники, но никаких требований маловыгодный предъявляют. Местная полиция пытается запросить подкрепление изо города. Но из-за снежной бури возникли проблемы со связью. Школьный преподаватель Тазши, понимая, что на помощь рассчитывать малограмотный приходится, собирает штурмовую группу из родителей, чьи наше будущее стали заложниками. За ночь надо им желательно решиться на атаку и соответственно взять на себя залог за столь радикальный шаг.
«Действие «Штурма» происходит в вымышленном поселке, – рассказывает о своей картине Адильхан Ержанов, – Сие максимально условное пространство, не привязанное ни к чему. «Штурм» безграмотный стоит связывать ни с какими реальными событиями. Сие психологическое, а не публицистическое кино. Это также безграмотный стандартный экшен про освобождение заложников. Он далеко не про битву с бандитами, а про сражение с самим на лицо. «Штурм» можно рассматривать в экзистенциальном ключе: человек вынужден совершить выбор, и главная борьба происходит внутри, интроспективно».
Внутри продюсеров фильма – российский режиссер Борис Хлебников. Дьявол был председателем жюри Якутского международного кинофестиваля, идеже участвовал предыдущий фильм Адильхана «Бой Атбая». Впоследств этого казахстанские продюсеры, который работают с Ержановым, предложили студии Хлебникова схема «Штурма» и вышли с предложением о сотрудничестве.
«Мне очень понравилось корпеть с Александрой Ревенко, сыгравшей главную и единственную женскую партия, – рассказывает Адильхан Ержанов. – В ней снедать абсолютная естественность, простота. Это очень помогало. И я радоваться, что фильм попал в программу фестиваля в Роттердаме, одного изо моих любимых фестивалей – он одновременно и значимый, и отнюдь не академический по характеру. В нем много авангарда и эксперимента. Так, что «Штурм» попал в конкурсную программу, очень мотивирует, оттого-то что фильм как бы жанровый, но после сути своей интроспективный, направленный на состояние героев. И показ фильма на смотре авторского кино дает «Штурму» потребный старт».
В производстве картины со стороны Казахстана участвовала и главная киностудия страны «Казахфильм», про которой день назад прошла ошибочная информация об утрате ее «золотой киноколлекции» в результате беспорядков, охвативших страну. Сверху проекте работала казахстанская группа: оператор Айдар Шарипов, художник от слова «худо»-постановщик Ермек Утегенов, композитор Галымжан Молданазар. Главную мужскую дело сыграл 34-летний российский актер Азамат Нигманов. Казах вдоль национальности, он родился в Омске, окончил Театральное бурса им. Б.Щукина. А поступил не с первой попытки. Ему говорили, так чтобы хорошо подумал, кого сможет играть, имея азиатскую внешний вид. Последовав советам, Азамат какое-то время работал в театре «Ромэн». Так есть на роли цыган он вполне годился. Нынче Азамат много снимается в кино, а один из фильмов с его участием «Желтая кошка» Адильхана Ержанова выдвигался Казахстаном получай соискание премии «Оскар».
На недавнем Таллиннском международном кинофестивале Адильхан представлял неординарный фильм «Коллективный иммунитет». И там события происходят в криминальном и от кончика носа до кончика хвоста коррумпированном ауле Каратас. Коронавирусные ограничения настигли и сие удаленное место. И находятся люди, которые зарабатывают получи несчастье деньги.
Помимо «Коллективного разума» в Эстонии представили до этого часа одну казахстанскую картину «Мукагали» Болата Калымбетова о казахском поэте и переводчике Мукагали Макатаеве, здорово знавшем русскую литературу. Слава к нему пришла всего-навсего после смерти в 1976 году. Это сегодня дьявол стал классиком национальной литературы, и к 90-летию со дня его рождения снимают масштабное синематограф. Хотя замысел фильма возник 15 лет отдавать, но все время что-то мешало его осуществлению, включительно отсутствие средств. При жизни Мукагали был гонимым человеком, лишенным свободы, задыхался ото ее отсутствия. В фильме рассказывается о последних годах его жизни, затхлой брежневской эпохе, о книжка, как герой отказывается воспевать коммунистические идеалы, нежели за это поплатился.
Казахстанское кино сердечно откликается на запросы времени, и по нему абсолютно можно судить о том, что происходит в стране, нежели живут люди, и что делает их жизнь счастливой то есть (т. е.) несчастной.