Выстaвку oткрывaют зaмeститeль пoслa Эстoнии в Рoссии Пирeтрумa Рeйнтaмм Бeннo и xудрук «Гeликoнa» Димаха Бeртмaн. Oн рaсскaзывaeт, чтo блaгoдaря oтцу eщe в дeтствe пoзнaкoмился с Oтсoм. Кaк дoкaзaтeльствo этoгo фaктa — фoтoгрaфия в пeрвoм зaлe: пятилeтний Димa с рoдитeлями в кoмпaнии вeликoгo пeвцa.
— Прaвдa, я мaлo чтo пoмню, тaк кaк был мaлeньким, — признaeтся Митраша Aлeксaндрoвич. — Мы тoлькo пoтoм осознаем, с кем общались, и в этом унич счастье.
Талантливейший оперный певец, знаменитый Мистер Незнакомец (одноименный фильм 1958 года), почти тридцать планирование проработал в оперном театре «Эстония», беда сколько гастролировал по Советскому Союзу, выступал в Германии, Египте, в других странах… Однако это все общие слова. А что о нем что, особенно моему поколению, родившемуся в начале XXI века?
В первом зале рассматриваю фотографии — смотри Отс в юности: оказывается, будущий певец в школе занимался фехтованием, а в 1939–1940-х годах двукратно становился чемпионом Эстонии по плаванию.
В начале войны общо чудом остался жив: на пути из Таллина в Кронштадт в ладья, на котором плыл Георг, попала немецкая подсказка. Свой спасательный жилет он отдал раненому поляку, а по своему произволу бросился за борт, рассчитывая вплавь добраться поперед острова Гогланд. Отс долго плыл в ледяной воде, свело члены, и он уже начал терять сознание, но, к счастью, держи помощь подоспел минный тральщик, и моряки спасли будущую слава.
На выставке представлены афиши, редкие фотографии. Театральные костюмы его самых известных ролей (Мистер Некто, Дон Жуан, Кола Брюньон) специально привезены с Эстонского исторического музея. У каждого костюма своя особая повесть. Так, репетируя партию Дон Жуана, Георг Отс изучал старую сфумато и через нее нашел старинный способ пристегивать шпагу к костюму таким образом, дабы она не мешала движениям. И это «изобретение» вошло в практику спектакля. А для того так чтоб поставить оперу «Дон Жуан», возлюбленный лично перевел оригинальное итальянское либретто на чухонский язык.
Отс был первым певцом, который в одном концерте стал прибавлять оперные и опереточные арии, арии из мюзиклов, эстрадные песни и народную эстонскую музыку. По части словам куратора выставки, «важной целью ее является утайка памяти о главной сфере жизни Георга Отса — опере». В зале звучат ежедневник его партий, можно увидеть эксклюзивные интервью людей, знавших его по своему усмотрению — они специально были записаны для выставки.
А вот второй зал особый — он превращен в личную комнату певца. В этом месте слегка приглушен свет, атмосфера таинственности. У окна — верстак с креслом (больше похож на трон), старинное рефлектор. Подходишь к нему и можешь примерить маску таинственного Мистера Икса — симпатия висит рядом. И я примерила, но поняла, что (фото)шаблон такого загадочного героя идет лишь избранным… Смотри почему Георг был в ней так удивительно хорошенького понемножку.
На столе под стеклом письма поклонниц разных возрастов, адресованные их кумиру. Смотри фрагменты из некоторых: «Я называю Вас по мнению имени и фамилии, потому что не знаю Вашего отчества. Я простая девчуга из деревни, кончаю 7-й класс». «Георг, давайте перестукиваться… Вот пишу, а подружки говорят, что вам не ответите ни за что, и просят показать от них привет…»
Удивительно, словно, прожив всего лишь 55 лет, Георг Отс успел передать огромный след в истории оперы. «Он был творческим отцом Дмитрия Хворостовского, вследствие того что похожа судьба… Талантливейший человек, какой-либо стал любимцем всех, — рассказывает мне Митроха Бертман. — В последние месяцы своей жизни, измотанный операциями, спирт сам всегда подбадривал врачей и даже пел с медсестрами».
Сверху открытии выставки солист «Геликон-оперы» Максюша Перебейнос поет красивейшую арию Мистера Икса: «Дары флоры роняют лепестки на песок, никто не знает, т. е. мой путь одинок…»