Прoвoжaя крaйнe нeпрoстoй 2020 гoд, пoгрузивший в глубoчaйший недохватка нe тoлькo aвтoмoбильную прoмышлeннoсть, нo и мнoгиe другиe oтрaсли, Aссoциaция eврoпeйскoгo бизнeсa (AEБ) выступилa с дoвoльнo aккурaтным прoгнoзoм нa 2021. Тoгдa экспeрты прeдпoлoжили, чтo дилeры, учитывaя всe пoтeнциaльныe слoжнoсти («кoвидныe» вoлны, вaлютныe кoлeбaния, рoст стoимoсти мeтaллoв), пeрeдaдут пoкупaтeлям oкoлo 1,63 млн aвтoмoбилeй.
2021
Oднaкo дeлa пoшли лучшe, чeм oжидaлoсь. Пeрвaя пoлoвинa гoдa выдaлaсь сильнoй — oсoбeннo втoрoй квaртaл, кoгдa нaблюдaлся oщутимый величина продаж. И даже несмотря на то, что счастье апреля-июня был обусловлен низкой базой 2020-го (не что иное на этот период пришелся локдаун), АЕБ поспешил прокорректировать свой годовой прогноз до весьма оптимистичных значений: продадим 1,75 млн машин, чисто сопоставимо с результатом докризисного 2019-го.
Увы, кайфовый второй половине года ситуация переломилась, и продажи вследствие нехватки полупроводников, недостаточных объемов производства, логистических трудностей и иных неприятностей шагом марш на спад. В итоге, можно сказать, сбылся передовой прогноз: реализовано 1 666 780 автомобилей. Рынок подрос получи 4,3%, но лишь благодаря удачному второму кварталу, подчеркнули в АЕБ.
Буде смотреть по сегментам, то тренды 2020-го в прошлом году сохранялись. Очевидную динамику продемонстрировали SUV и С-виртуозность: первый уверенно рос, второй — так же как по писаному — падал. Что же до легкого коммерческого транспорта, ведь там дела шли чуть лучше, чем за рынку в целом: дилеры передали клиентам 130 691 машину, а рыночная выпало на долю LCV достигла 7,8%.
Никаких сенсаций и в «марочной» разбивке. В ТОП-10 — трендец те же, разве что кое-кто махнулся кое-где. Возглавляет рейтинг традиционно АВТОВАЗ: в пользу машин LADA сделали подбор 350 714 человек (+2%). Из первой десятки в свою очередь можно выделить компанию Toyota, которая «опередила» ярмарка (+7%), «пристроив» 97 941 автомобиль. Отличился и ГАЗ: 56 468 проданных автомобиль, плюс 10% к результату прошлого года. У остальных — ерундовый рост или падение.
Стоит сказать пару слов и об электромобилях. Невзирая на то, что их продажи в масштабах рынка вдоль-прежнему ничтожны (доля менее 1%), в 2021-м «электрички» таки пробили полоток в тысячу реализованных автомобиль. Если быть точнее, то россияне купили 1001 «зеленую» машину, какими судьбами обеспечило сегменту рост на 160%. А все по причине беспошлинному ввозу «чистых» автомобилей в Россию и другие страны ЕАЭС, кой… действовал до 31 декабря.
В АЕБ уверены, как будто отмена беспошлинного ввоза неминуемо приведет к замедлению развития электрического транспорта. Во всяком случае иностранные производители не смогут сдержать цены (справедливости вследствие, и без того «кусачие»), а отечественные — включатся в работу маловыгодный раньше 2024-го. В правительстве все понимают, хотя даже несмотря на свое обещание поддерживать «зеленое» течение, власти принимают губительные решения.
А нужны ли суммарно России электрокары, если инфраструктура не готова? Отвечая держи этот вопрос, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ д-р Томас Штэрцель провел любопытную уподобление с извечным спором про курицу и яйцо. Подстегивать надобность и инвестировать в зарядные станции нужно одновременно. А еще что надо бы снова — хотя бы на пару ближайших полет — ввести беспошлинный ввоз. И над этим АЕБ немедля активно работает.
2022
Но вернемся к нашим… двигателям внутреннего сгорания. В области прогнозам экспертов, в наступившем году дилеры продолжат биться от нехватки автомобилей и растущего банка заказов. Депрессия хват не ослабит: полупроводники останутся в дефиците, материалы будут подниматься в цене, логистика — «хромать», а покупатели, как следствие — «глотать», рассматривая деньги-листы.
Кстати, рассуждая о ценах, представители комитета АЕБ отметили, как стремительное подорожание автомобилей в 2021-м было обусловлено, минуя прочего, высокой инфляцией во всем мире. Будто дальше? Неопределенность останется, но прогноз умеренно сочувственный. Эксперты считают, что негативный эффект роста цен сгладит выковывание кредитного направления. Хотя и не совсем понятно, т. е. именно. Ведь и этот рынок сейчас испытывает сложности.
Окромя того, в 2022-м будет снижаться доля импортируемых машин. Так как власти заинтересованы в повышении уровня локализации, они продолжат «зажимать» зарубежных автостроителей. Итак, рискуют покинуть отечественный рынок еще несколько моделей, производимых после рубежом, или даже целых марок. Но все еще комитету АЕБ ничего не известно о тех, который планирует «отчалить» в 2022-м.
За последние десять планирование российский авторынок сильно сдал. И говорить о том, сможет ли симпатия когда-нибудь вернуться к докризисным показателям, сложно. Интересах начала нужно решить насущные проблемы — например, с полупроводниками. Дело в этом направлении ведется, но нужно понимать, аюшки? цепочка поставок — механизм крайне затейливый. «Не шабаш сразу, мы ведь тут не пирожки продаем», — шутит г-н Штэрцель.
А в , по мнению представителей АЕБ, решить актуальные проблемы в первой половине 2022-го без- получится. Во второй — с наибольшей вероятностью тоже. Тем невыгодный менее, по итогам года продажи таки подрастут — получи 3,3% (по отношению к 2021-му) до 1 722 000 реализованных машин. Эксперты предсказывают нерадужную, да стабильную ситуацию. Когда же все наконец наладится? Никак не раньше, чем в 2023-м.
P. S.
Комитет АЕБ ставит передо собой еще несколько амбициозных задач, помимо борьбы ради беспошлинный ввоз электрокаров. Ассоциация намерена лоббировать введение поправок в постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции нате территории Российской Федерации». Зачем? «Требования к локализации должны жить(-быть прозрачные, а система начисления баллов — понятной».
Кроме того, в АЕБ считают важным вынудить повышения «входного» порога налога на роскошь, индексировать его раза в двуха. За последние годы ценники сильно выросли, а города) осталась на прежнем уровне — 3 млн рублей. В итоге другие массовые авто попали в «люкс», что сделало их поменьше доступными и в целом подорвало автопром. А машины гражданам опять пригодятся. Ведь отказываться от личного транспорта в пользу альтернативного сверх всякой меры рано, считают в АЕБ.