СПРAВКA "МК"
Aллa Урбaн рoдилaсь в гoрoдe Aрмaвир Крaснoдaрскoгo крaя. Oкoнчилa фaкультeт приклaднoгo искусствa МГТУ им. A.Н.Кoсыгинa, Шкoлу кинo, тeлeвидeния и рeклaмы (мaстeрскaя Юрия Грымoвa) и Шкoлу дизaйнa в Лoндoнe. Живeт в Мoсквe. Искусствoвeд Витaлий Пaцюкoв писaл o ee твoрчeствe, чтo oнo «oпирaeтся нa трaдиции русскoй aвaнгaрднoй культуры, нaпрaвляя нaшу пaмять к aрxитeктoнaм Кaзимирa Мaлeвичa и бaшнe Трeтьeгo Интeрнaциoнaлa Влaдимирa Тaтлинa». Инстaлляции Урбaн — живыe, нe тoлькo пoтoму, чтo звучaт, свeтят и двигaются, кaжeтся, чтo у кaждoй изо ниx eсть душa.
Aллa Урбaн встрeчaeт нa прoxoднoй в прoмзoну, гдe чeгo тoлькo нeт — oт рeмoнтa элeктрoники дo мaстeрскoй тaксидeрмистoв. Xудoжницe в сoсeди дoстaлись кaк рaз пoслeдниe, тaк чтo нa пути в ee шкурный мир мoжнo oбнaружить бeтoнныe зaгoтoвки в (видах чучeл вeрблюдoв и лoшaдeй. Прoйдя этиx «oxрaнникoв», пoпaдaeшь с сoвeтскoгo oбшaрпaннoгo кoридoрa в другую всeлeнную — пoмeщeниe с высoкими пoтoлкaми и oгрoмными oкнaми, зaстaвлeннoe кoсмичeскими инстaлляциями изо мeтaлличeскиx прутьeв и жeстяныx листoв, испeщрeнныx дырoчкaми. Eсли прoвeсти рукой по мнению прутьям, они начинают приставать, а дырявые плоскости образуют неведомые галактические системы — подлунный мир, льющийся из просветов, напоминает звезды. Да Алла ведет мимо — в дальнюю комнату, идеже ждет новая работа. Нате столе — огромный пьяница глаз.
— Я собираю его с медицинских стекол, которые используются, рано ли берут кровь из пальца. Очки разрезаются на полоски и складываются в стереоскопический треугольник, каждый из которых обклеиваю медицинской марлей, покрашенной в васильковый свет. Получается такой чередование, который раскладывает все бери составные части и потом сызнова собирает в новую картину решетка. На этот объект не запрещается транслировать любое видео, взять хоть прямо с телевизора, и оно пересоберется в другое диафан, где все плывет, якобы будто мы смотрим держи голубую планету из космоса. Сие взгляд сверху, который преобразует постоянно наши глупости и злодейства.
— Обучение в последнее столетие идет до пути размельчения — ищет самый под стол пешком элемент, дошли до кварков, да это не конец. На хрен-то ученые уверены, почто дойдут до самой маленькой точки, а философы — яко микромир так же бесконечен, т. е. макромир. Насколько эти идеи пересекаются с твоим новым проектом?
— Ни на волос. Все начинается с элемента, а этим) мир разрастается. У меня был таковой проект — «Три кварка у мистера Штемпель». Название инсталляции — только измененная цитата из романа Джеймса Джойса «Третины по Финнегану». «Три кварка исполнение) мистера Марка» — эту фразу выкрикивают чайки вот сне главного героя. Так-таки из этой цитаты физик Марри Гелл-Ман взял прозвище для новой элементарной частицы — кварка. Нечего сказать, вначале он не был способным вспомнить, откуда это странное сказуемое. Моя инсталляция о том, по какой причине мир бесконечно огромный. Вроде его понять — его кавернозность и целостность? Как понять словоблудие, которые присутствуют в молитве: «Твоя милость все наполняешь, везде присутствуешь, приставки не- частью, но везде (мановению, всецело»? В чем орудие страданий человечества? В том, точно в какой-то момент твоя милость, такая же мельчайшая крупинка, как кварк, начинаешь откапываться от целого. Эта пытка — отрыва, разъединенности, одиночества — давит. Хотя ведь небо, звезды, сеево — мои, и я их отрывок. Если ты понимаешь и чувствуешь эту неделимость, то боль уходит. Сим мне близок Введенский. У него убирать стихотворение «Гость держи коне», где спирт себя ощущает всем. Нет-нет да и ты думаешь, что такая малышка в этом огромном мире, и возлюбленный давит, то надо схватить, что весь мир в тебе. Тут-то он зазвучит и перестанет раздавливать. Это ощущение реализуется в этой серии и вырастает с марлечек и стекол.
— Твоя милость работаешь с разными материалами, же больше с металлом, а сейчас переключилась получай хрупкое стекло. Почему? В отдельных случаях начался «период глаза»?
— Два годы назад. Я работаю и с сеном, и с гофрокартоном, и со сланцем, и с деревом. Ми кажется, искусствовед Александр Боровский вероятно подметил, что материал — приставки не- то, к чему я привязываюсь. В целях меня важно состояние, которое преобразуется в мысли, а они сейчас обретают форму в каком-в таком случае материале. Вот объект с металлической основы и прутьев (подходим к нему). Получи жесткие холодные шпильки со спиральной нарезкой намотаны гибкие теплые нити, создавая подобие струн или ДНК. Ми нравится соединять противоположные сообразно своему качеству материалы. (в соединяются полюсы — ровно мужское и женское. Весь круг построен на конфликте. Что в кино, тут есть драматизм. Встреча. Я не описываю свои тексты, в них непочатый угол литературы, но есть живой оптический язык. Вот работа «Распутье» — вся изо столкновений, пересечений вертикали и горизонтали. Сие переход, который соединяет внешнее с внутренним.
— Так есть ты показываешь разлад, заложенный в природе человека. Вне негатива в человеке не иногда позитива. Только так разрешено двигаться вперед. Это твой посыл?
— Наподобие бы мы осознали свое блаженство, если бы на нас никак не обрушивались несчастья? Нечто такое за этому поводу написал Жестокий талант: «нет счастья в комфорте», «предназначение покупается страданием». Твоя милость не почувствуешь радость ото горящего костра, пока приставки не- замерзнешь. Поэтому многие мои работы связаны с переходом. Спорадически я делаю работу и потом нахожу в них новые смыслы, о которых без- думала в момент, когда делала. В «Переходе», примем, есть момент пограничности — перехода ото жизни к смерти.
— А что такое? после смерти?
— Думаю, дни. В этой работе это явлено. Шабаш мои работы — некие схемы важных событий. В «Распутье» встроен световой ходовой модуль, который просвечивает его в полной мере. Свет движется и отражается в внешнем — на стенах, людях. И рано или поздно оказывается примерно на середине, получай уровне твоих глаз, происходит особенно яркая вспышка. И ты понимаешь, чего заложенный в основе объекта тяжесть преобразуется в огромные крылья. Данный объект — большой распутье, который состоит из десятков маленьких перекрестий. Манером) и жизнь состоит из ежедневных, ежесекундных перекрестий.
— Лакомиться какое-то конкретное чепэ, которое привело к этим мыслям и ощущениям?
— Было бог не обидел событий. Кажется, что одно сенсация становится отправной точкой, а вслед за этим понимаешь, что каждый будень что-то добавляет и меняет. Доля складывается из невидимых мельчайших кирпичиков. При всем желании угодить моим критикам было одно событие, которое из этого явствует вспышкой. Я стояла на грани жизни и смерти: нужно было прекратиться две очень тяжелые операции. Нате следующий день после первой я проснулась и увидела полоску солнца возьми полу. И плакала от счастья… Ми предстояла еще одна воздействие через полгода — малограмотный менее тяжелая. И тот побудьте здесь, близость смерти, дал ми яркое ощущение жизни. Как этот контраст вызывает в мне непреодолимое волнение, которое утихомиривается, нет-нет да и я смотрю на уже выполненную работу и понимаю, словно она живая.
— Твоя милость окончила факультет прикладного искусства Текстильного университета имени Косыгина. Подобно ((тому) как) от декоративного перешла получи и распишись масштабные инсталляции?
— Кое-когда поступила, думала, что стану стилистом. Же через пару лет после всего окончания университета и после тех операций основания делать инсталляции. Это было в 1993 году. У меня появилось ощущеньице накопления. Вся моя треволнения, что-то невысказанное (мановению вылилось. Из того, почто сейчас в моей мастерской, самые ранние работы сделаны изо саморезов. В металлическое панно с дырочками я вкручивала старые проржавевшие саморезы…
— Смотрится во вкусе старинный узор, перенесенный возьми жесткую фактуру. Здесь равно как чувствуется контраст, соединение жесткости и мягкости, коммуникация с русской традицией и ее изменение. Что в них зашифровано?
— Архаические типажи. Каста птица — властный деюн, у нее есть корона, крыла, хвост. А вот маленькие птички с короткими крыльями. Они безграмотный могут летать. У каждого изо нас свои саморезы, которыми наша сестра прикручиваем себя к земле. Таким образом я говорю о спиральности времени и событий. Человеку присущно испокон веков наступать получи одни и те же мехграбли, сталкиваться с одними и теми а проблемами. У каждого есть близкие ограничения-саморезы, которые отнюдь не дают воспользоваться своим потенциалом. Усиживать границы нашей формы. Да мы с тобой летаем только во сне. Автор этих строк обретаем крылья в перекрестке — в переходном состоянии.
— Во вкусе избавить себя от саморезов?
— Весь век не бессмысленно. Эти инсталляции (показывает получи уже готовые синие шкифы из медицинского стекла) наполнены калейдоскопом событий. Они как бы будто видят восходящее иль заходящее солнце — почин и конец в метафорическом смысле, которые пожирать в любой истории. Когда твоя милость засыпаешь и закрываешь глаза, в таком случае оказываешься внутри себя, чувствуешь себя. Я ловлю минуточку, когда открывается наше внутреннее прицел, когда мы оказываемся в себя и видим и слышим все в себя. Я хочу назвать эту серию — «И я в этом теплом теле». Сие немного переделанная первая строчечка из стихотворения Александра Введенского. «И я в моем теплом теле/лелеял глухую активность./Сонно звенят недели,/бессмертность проходит в тень./Месяца лысое мозги/прикрыто дымным плащом,/музыкой сонного времени/муж увенчаю дом./Ухо улицы безрезультатно,/кружится карусель./Звезды злые старухи/качают дней родина…» Я почему-так запомнила первую строчку за-своему. Тело — сие лишь одежда твоего «я».
— А почто значит для тебя «я»?
— Ведь, что ты есть в эту минутку. Со всем своим багажом. В таком случае, что ты выбросила, ранее не ты. То, будто оставила, — ты. Сие твой опыт, даже ежели он отрицательный. Бывает, какими судьбами человек согрешил и раскаялся, и сие раскаяние теперь — его дробь, а прежний опыт — да и только. Но раскаяние искренне чуть когда ты испытываешь к совершенному аверсия. Эти глаза — своего рода оптика, которая позволяет приходить в себя и увидеть целостность решетка, осознать себя частью космоса. Художество, на мой взгляд, неизменно должно поднимать вверх, невзирая на драматизм и конфликты. Мое либидо — соединить ранящие осколки, с тем чтобы они сложились, заиграли, на правах в калейдоскопе, объяснив цельность сумме происходящего.
Искусство должно интимные) отношения импульс движения. Признаюсь, держи некоторые выставки я не могу ступать, потому что, несмотря получи и распишись прекрасную форму, есть занятие, которое тебя придавливает.
— А кто именно из художников — прошлого сиречь настоящего — твой? Для кого ты оглядываешься?
— Билл Баритон. Когда я впервые увидела его «Вояжировка души», это взбирание и погружение человека, это произвело сверху меня сильнейшее воздействие. Как бы ощущение первого или последнего вдоха. Я также делаю то, что с меня растет. Мне запутанно с моими работами: они занимают (целый) воз места и сложны в исполнении. Хотя мое искусство — на меня духовная и физическая желательность. Я не могу иначе.