Aндрeй Тaркoвский пo сeй дeнь oстaeтся сaмым извeстным рoссийским рeжиссeрoм aвтoрскoгo кинo про всeгo мирa. В 2018 гoду издaтeли Oксфoрдскoгo слoвaря дaжe ввeли спeциaльный тeрмин – tarkovskian, чтo знaчит «в дуxe Aндрeя Тaркoвскoгo». Элeмeнты кинoязыкa Тaркoвскoгo мoжнo нaйти в плaвныx пaнoрaмax Aлexaндрo Гoнсaлeсa Иньярриту, в aссoциaтивнoм мoнтaжe Тeррeнсa Мaликa, в цветовой решениях Ларса дворянин Триера, в размерянных ритмах Карлоса Рейгадаса и фильмах многих других отечественных и зарубежных режиссеров. Бороться за первенство с такими мэтрами непросто, хотя молодые авторы, подавшие заявки нате конкурс «Миры Тарковского», попытались. Что-что из этого вышло?
В номинации «Любовь» лучшей стала труд(ы) Романа Синицына «Один». Сие короткое видео без текста до чрезвычайности красноречиво. Даже слишком. Пред нами старик – он пришел держи могилу своей собаки. Чай, единственного близкого ему существа, которое покинуло сфера раньше него. У зрителя принимать возможность всмотреться в спокойное шмась, проникнуть в его грустные мысли, испытать его боль утраты. И купно с ним пойти дальше – получи и распишись станцию, чтобы не потерпеть неудачу на поезд, который к лицу куда-то, ведь, по всем вероятностям, двигаться герою уже некуда. До сих пор приметы «tarkovskian» вроде бы возьми лицо: долгий медленный работник, внимание к деталям, панорамность. Так, кажется, это и настораживает: больно в лоб читаются приемы Тарковского.
В номинации «Детство» победила ленточка Алены Поляковой «Месяц май». Эскиз переносит нас под одеялишко, где мальчишка пытается залить сала под кожу с двойками в своем дневнике. Дьявол смотрит с фонариком на неприятные страницы, трет их, пытается переписать начисто и в итоге разрывает в клочья. Автор не видим лица мальчика, хотя чувствуем его эмоцию – обнаженную делать за скольких нерв. Все лаконично и разборчиво. Может быть, даже неумеренно. Нет здесь загадочности и сновидческой метафоричности Тарковского.
В номинации «Пейзаж» победителем стала разработка «Вослед волне» творческого объединения «More». Тут. Ant. там, напротив, иллюстрирован сон. А а именно – стихотворение отца режиссера, поэта Арсения Тарковского – «И сие снилось мне…». «Жизнь – диковинка из чудес, и на колени чуду / Вотан, как сирота, я сам себя кладу, / Вотан – среди зеркал – в ограде отражений / Морей и городов, лучащихся в чаду. / И матуха в слезах берёт ребёнка получай колени». Эти строки визуализированы кадрами, идеже молодой человек взаимодействует с природой и ищет посредством нее себя самого: возлюбленный бродит среди лесов и полей, прыгает числом камням на берегу моря, гладит стволы деревьев и полевые дары флоры. Его ритм он ускоряется, в таком случае замедляется. Герой то бежит, ведь лежит, то теряет устойчивость, то находит его. Автор как будто бы в реальном сне, хотя остается ощущение несколько искусственности попытки подговориться в киноязык Тарковского.
Лидером в номинации «Ностальгия» стала одноименная усилие Анастасии Хроленко. Это паки (и паки) один сон, который возвращает взрослую женщину в черным-черно-белое прошлое. В уютном бабушкином доме, идеже прошло ее детство, симпатия как бы встречается с самой внешне. Рассматривает старые фотографии, находит своего игрушечного мишку, вглядывается в зеркала, идеже видит себя ребенком. Лейтмотив с зеркалом, отсылающая к известному фильму Тарковского, возникает серия раз, но опять а не так тонко и мистично, якобы у классика.
Пожалуй, самая симпатичная продукт получилась в номинации «Космос». Кинокартина «Вода» студии творческого музицирования «Орфика» – сие документальная съемка детского перформанса с надувными шариками-планетами, которые «танцуют» перед звуки живой музыки. Сойдет здесь не придумано – пред нами в полутьме разворачивается творческое предъявление, которое, впрочем, тоже приставки не- ассоциируется напрямую с Тарковским, так в нем чувствуется характерная про классика камерная личная честность.
Словом, не просто являться Тарковским, и снимать даже короткие видео получай его языке. Но каждая эксперимент заслуживает внимания и поощрения, вместе с тем именно опыт и поиск помогает молодым режиссерам обнаружить собственный путь и по-настоящему осмыслить классику.