Сoглaснo рeзультaтaм исслeдoвaния нeмeцкoй кoмпaнии Statista, сoбирaющeй дaнныe с мнoгoчислeнныx oфициaльныx истoчникoв, в ушeдшeм 2021 гoду 41,7 млн кoпий музыкaльныx aльбoмoв (мини-aльбoмoв, синглoв и сбoрникoв — в oбщeм, рeлизoв) были прoдaны нa винилe. Кoмпaкт-диски (CD), eщe в кoнцe прoшлoгo вeкa прeльщaвшиe пoкупaтeлeй имeннo кoмпaктнoстью (a тaкжe бoльшeй нaдeжнoстью) хрен с ним нe нaмнoгo, нo oтстaли — иx удaлoсь рeaлизoвaть в кoличeствe 40,6 млн экзeмплярoв. Цифрoвыe oбрaзцы музыкaльнoгo твoрчeствa, кoим мнoгиe приписывaли будущee, и вoвсe oтстaли oт привычныx нoситeлeй: чeрeз digital-плaтфoрмы былo прoдaнo немногим паче 26 млн наименований.
Нынешний триумф винила — происшедшее сколь внезапное, столь и многими ожидаемое. Рост числа проданных пластинок в США наблюдается уж на протяжении 15 лет. Американский покупатель музыкальных носителей в этом плане не входя в подробности — особое явление в силу ряда причин.
Первая сила — это исторически широко развитая индустрия звукозаписи и издания фонограмм. Значительная опилки лейблов располагает либо штаб-квартирами в США, либо, во вкусе минимум, своим саблейблом там.
Второй фактор — разветвленная погоняй профильных магазинов и многочисленные партнерские программы звукозаписывающих компаний в других сферах — эксклюзивные продажи дисков в кофейнях, продуктовых супермаркетах и т. д.
И, в конечном итоге, третья причина — жесткое антипиратское законодательство, которое, по малой мере и критикует большинство американцев (достаточно вспомнить соответствующую серию «Южного парка», идеже юные герои «даже Judas Priest скачали»), весь век равно продолжает действовать. Однако все это, казалось бы, достоит играть лишь на руку продавцам цифрового контента и CD, без- занимающих много места, в отличие от подчас громоздких виниловых изданий (которые тем больше и в дорогу не возьмешь).
Как отмечают коллекционеры и в Европе, и в США, причина роста продаж винила на этом фоне объясним свободно, однако аргументация покупателей «блинов» часто лежит сделано за пределами сугубо аудиофильской плоскости — в коллекционерской.
Бери виниловых семидюймовках нередко издают треки, которые малограмотный получают цифрового воплощения и не попадают на CD, эдак что для фанатеющего комплетиста (человека, стремящегося, пример, собрать все записи определенного исполнителя) покупка пластинки в подобной ситуации — один только выход.
Сам формат виниловых лонгплеев (LP, как предписание — полноценный альбом на двенадцатидюймовой пластинке) подразумевает большее, нежели CD (и, тем более, у кассет) пространство для творчества автора обложки. Про коллекционера или просто любителя красивых артефактов сие имеет немалое значение, ведь, например, знаменитая многогранник с лучами с обложки пинкфлойдовской «Темной стороны Луны» докуда как больше впечатляет в своем первозданном, под 12 дюймов, виде.
И, извес, винил все-таки продолжает пользоваться популярностью вслед за счет технологических особенностей и возможности выигрывать по качеству звука у основных конкурентов — аудио-файлов и CD-треков. Все же, это далеко не общее правило. Записи с винила обладают большим, нежели, например, компакт-диски, динамическим диапазоном. Но в современном мире сие касается не всех пластинок. Те, что были записаны в эпоху поперед CD — как правило действительно отличаются по звучанию. Тетька же альбомы, которые создавались уже под компакты и цифру, сверху виниле диапазона искусственно не прибавят.
Качество самого материала, с которого изготовлен носитель, также играет роль: не без причины аудиофилы ценят «тяжелые» пластинки, толстые, позволяющие быть производстве делать бороздки глубже — от этого фактора, что ни иронично, зависит и глубина звука. Достаточно припомнить, что знаменитый второй альбом культовой группы Public Image Ltd. был издан изначально получай трех(!) тяжелых пластинках: из-за дневник партий бас-гитары бороздки были настолько глубокими, почему «нарезать» запись на вторую сторону было невмоготу. Стоит ли говорить, что переиздания этого альбома нате одной пластинке существенно утратило изначальное качество звука. Отчего так называемые «первопрессы» неизменно высоко ценимы в аудиофильской среде и уходят с рук вслед баснословные суммы.
Хотя, как уже было сказано, остросовременный альбом, записанный под стриминговый сервис, но напечатанный на виниле ради статуса, вероятно, будет лишен звуковых излишеств, продажи пластинок объяснимы и их недолговечностью.
Даже обладатели «первопрессов» подчас вынуждены сбрызгивать живой водой коллекции поздними переизданиями: старая пластинка «запиливается», а заместить ее компакт-диском не позволяет привычка и, от времени до времени, самовнушение. Кроме того, лейблы (да и инди-группы) в последние годы энергически стали практиковать издание своеобразных комбо-версий альбомов, в некоторых случаях с виниловой пластинкой в комплекте по умолчанию продается CD и чек на цифровую загрузку. Тем не менее, возле подсчете продаж, такие бокс-сеты проходят так-таки по категории винила, а диски там — лишь приобщение, вроде значка или набора стикеров. И когда сольник, умещающийся на один LP продается в комплекте с четырьмя CD, ведь по факту компактов продано больше, но фиктивно — их вообще могут не засчитать за проданные (сиречь засчитать за один, где находится копия с рук на руки основного альбома).
Что касается сферы цифровых продаж, ведь скептикам-аудиофилам, которые радуются, что показатели немного спустя относительно малы, праздновать победу носителей над файлами мало-: неграмотный стоит. Да, покупают digital-релизов не что-то около много, но в статистике по «цифре» невозможно принять в соображение, сколько людей подписаны на разного рода стриминговые сервисы, позволяющие им ради скромную регулярную плату слушать неограниченное количество музыки, реально не приобретая ее.
Таким образом, в данном вопросе воз переменных, при наличии которых говорить о доминировании одного формата по-над другим с полной уверенностью невозможно. Тем не слабее. Ant. более рост продаж винила налицо, даже без сравнения с другими носителями, а, из этого явствует, лейблы еще долго будут действовать по логике «новое — доброкачественно забытое старое». Тем паче что идея таких форматов что DVD-audio или SACD (Super Audio CD), сочетавших доброкачественный звук и удобство, откровенно провалилась, так как требует через производителей затрат, несоизмеримых с прибылью и покупательской способностью ажно самых отчаянных аудиофилов.