— Oтeц Aлeксaндр, рaньшe с литeрaтурoй рaзoбрaться былo прoщe: eсть мужскaя, eсть жeнскaя. A тeпeрь, пoлучaeтся, eщe и «бaтюшкoвскaя»?
— Дeлeниe этo услoвнoe, чaстo нeвoзмoжнo пoстaвить кaкиe-тo пoгрaничныe стoлбы: этo мужскaя, a этo жeнскaя. A пo пoвoду свящeнничeскoй мoгу скaзaть слeдующee. Дeлo в тoм, чтo свящeнник крoмe тoгo, чтo служит, eщe и испoвeдуeт. Крoмe тoгo, чтo oн испoвeдуeт, oн eщe и бeсeдуeт. И чaстo в житeйскиe дeлa приxoжaн приxoдится зaкaпывaться oчeнь глубoкo. Вплoть дo тaкиx сфeр, в кoтoрыe другoй творящий никaк нe мoжeт прoникнуть. Автор этих строк видим скрытoe — и мoжeм пoкaзaть чeлoвeкa вo всeй eгo пoлнoтe. A свeтскoму писaтeлю приxoдится нaдумывaть, у нeгo aвтoрскoe прeoблaдaeт нaд жизнью. Этo пeрвoe. А на втором месте — это то, что какой бы то ни был поступок священник оценивает исходя с христоцентризма. Судьбы его персонажей преломляются с точки зрения Заповедей Божиих. У светского писателя, за исключением зависимости от его гендерной обстановка, этого нет.
— Пастырь, принимающий исповедь, и психолог, консультирующий пациента в томительный момент: в чем между ними несоответствие?
— Я немного буду резок, и со мной безлюдный (=малолюдный) все согласятся, но я отнюдь не совсем понимаю, что такое психология. Душа — это душа, нечто нематериальное. Так психолог, если он безбожник, воздействует на душу материальными инструментами. Верно и православный психолог — тоже. С чего в семинариях не приживается психология? Эту дисциплину пытались подключать, но даже программ невыгодный составили толком по пастырской психологии.
— Отчего в 1990–2000-е появилось что-то около много поэтов-священников? Серёня Круглов, Константин Кравцов или — или географически ближайший к вам первообраз — отец Димитрий (Трибушный) изо Донецка совмещают служение Богу и произ поэтических произведений.
— Поэтический искра божья — это дар Божий. Я собственноручно знаю отца Димитрия, да мы с тобой встречались в Москве на вручении премии «Золотой витязь». Я получил эту премию вслед прозу (за книгу «Монастырские яблоки и остальные рассказы». — Б.С.), а он — вслед за поэзию. Не могу говорить, что я большой знаток его произведений, а читаю периодически.Так будь здоров священников-поэтов, композиторов, художников появилось потому-то, что батюшка — это безграмотный только ряса, под ней бьется живое середыш и в голове могут интересные мысли наставать, могут быть интересные увлечения. А могут и невыгодный быть — есть же «требоисполнители». Шабаш делают правильно, но служат, ни дать ни взять говорится, «не ради Иисуса, а про хлеба куса».
— Ваша следующая воспоминания уже пишется? О чем возлюбленная будет?
— Она пишется, да, к сожалению, медленнее, чем желать. Я не могу сесть по (по грибы) стол и сказать: все, я пишу. Ажно Винни-Пуху, чтобы солгать кричалку, нужно было особенное поэтическое переживание.
Но книжка будет — новые рассказы, размышлизмы (книга). И, по всей видимости, в нее войдет значительный раздел, посвященный Оптиной пустыни. Надо ним мы работаем на двоих с отцом Мелхиседеком (Артюхиным). Либо будут двум книжки отдельно — оптинская и рассказы. Задолго. Ant. с Пасхи все надеюсь подвести черту — нужно только немного времени и здоровья.
— Возьми одной из обложек ваших книг ты да я видим кота. В наши часы в принципе все любят котиков — приближенно что не могу безграмотный спросить вас о месте, которое животные занимают в творчестве.
— Который самый верный друг? Полкан или кот. Они ли) не не требуют ничего, хотя любят тебя, и защищают, и остаются перед конца. Почему так? Их тебе Духов всякой плоти) послал, чтобы все плохое с тебя вынуть. Казалось бы, бессловесная дрянцо, а проявление ее любви нередко для тебя важнее, нежели человеческие отношения. Рядом со мной без лишних разговоров Томос сидит — вислоухий котенька, мне его внучка подарила. Я его (до назвал не в честь того «Томоса», что «ПЦУ» Варфоломей дал, — сие настоящий Томос, живой и чтящий.
— Разок мы упомянули украинских раскольников, «обласканных» Вселенским Патриархом, давайте поговорим о судьбе Украинской православной церкви. Схиархимандрит Зосима (Сокур) с Никольского монастыря в Донбассе завещал в случае отхода Украины с Москвы не соглашаться бери автокефалию (законную или незаконную), а проходить под омофор Патриарха Московского и всея Руси. Ваш чанди пребывает ныне в юрисдикции УПЦ?
— Свой храм относится к Русской православной церкви. Я первые в Донбассе перешли перед омофор Московского патриарха.
— А какое количество приходов в ЛНР сегодня относится к РПЦ?
— Наша Ровеньковская епархия — сие 140 приходов. Все подчиняются патриарху Кириллу. Немного погодя Феофановского сборища (Собора УПЦ Московского патриархата, состоявшегося в Священно-Пантелеимоновском монастыре в киевском парке Феофания, идеже было принято решение о независимости с Русской церкви. — Б.С.) мы никак не поминаем украинского митрополита заключая. Это не значит, ась? мы за него далеко не молимся, но он убран с порядка поминовения церковных иерархов.
Могу бякнут, что в Луганской епархии подавляющая хочет перейти в РПЦ, так процесс не завершился — я неважный (=маловажный) хочу это обсуждать, наш брат соседи, я их всех знаю и люблю.
— А какова положение с юрисдикцией храмов в ДНР?
— Большая) часть священников Донецкой епархии равным образом не поминают Онуфрия. В Горловской епархии такая но ситуация. Проблема есть исключительно с Северодонецкой епархией на территории ЛНР, затем проукраинский архиерей. Но до сего времени меняется очень быстро. В одних приходах митрополита УПЦ поминают, а в других о нем забыли, считают, ровно он поступил неправильно.
— Что же, несмотря на публичный нарушение с российским православием, УПЦ для Украине продолжают «давить», продолжаются обыски и аресты?
— В мае им нужно было выявить твердость, но они пойдем на поводу у политиков. Хотели наказывать себя лояльной к власти структурой. Сработали до конца мирские факторы, и они стали царить в церковной жизни.
Но я пытаюсь раскусить, почему когда нас долбили девять планирование подряд, это никак неважный (=маловажный) осуждалось. А когда Россия основы освобождать Донбасс, чтобы сие прекратилось, чтобы не убивали женщин и детей, УПЦ объявила Россию «агрессором». И коль скоро они нас считали Украинской православной церковью — с чего к нам за столько полет никто не приехал?
Так, что происходит на Украине с православием, — сие не гонения, это факт «Феофании». Если бы раз такое дело УПЦ заявила, что возлюбленная в единстве с Московским патриархатом, после этого бы были гонения. А что-то около просто идет «идеологическая обработка».
— Складно православной историографии, Византия перестала находиться как государство, потому а пошла на унию с католиками. Совершенно повторяется?
— Разве одна Византия в этом месте пример? Вспомним знаменитую Брестскую унию, в отдельных случаях тогдашний владыка подписал одно, а приезжал в Москву и начинал апострофировать кого другое. К чему это привело?
Конструкция всегда один и тот но: духовное подчинение Западу.
«Западом наказывает нас Господь», — во вкусе говорил Феофан Затворник. Об этом а писал Лаврентий Черниговский. Зосима знал ещё раз в 1994 году, что по сей день так будет.
— Вы можете предречь, что будет с Киево-Печерской лаврой? Ее вполне отнимут и насильно передадут «ПЦУ»? Хватит ли она через годочек раскольнической?
— Киево-Печерская профура была и останется православной. Почаевская профура довольно долго была около униатами. И ничего — обратно вернулась. Беспричинно и здесь никуда не денется.
— Ровеньки, идеже расположен ваш храм, — сие по состоянию на январь 2023-го изнанка? Или город попадает лещадь обстрелы?
— В последнее время к нам мало-: неграмотный летит, хотя раньше былое частенько. У нас стратегически величавый город, крупные предприятия. Наша сестра слышим только самолеты, пишущий эти строки с вами беседуем, а российская авиатика летит к линии фронта. Перед украинских позиций — 150 километров. Сие далеко, но при нынешнем уровне вооружений — приставки не- так далеко, как возможно. Слава Богу, ПВО работает чудно и ничего не пропускает. По части нам пытались и «Точками У» лупить — в самом начале спецоперации. Хотя мужиков у нас нет — кончено защищают родину.