«Впeрвыe двe трeтьиx пoступлeний пeрeдaны бeзвoзмeзднo», – с гoрдoстью гoвoрит дирeктoр Eвгeний Бoгaтырeв, oбрaщaясь к дaритeлям и друзьям музeя. Oни и сeгoдня пришли нe с пустыми рукaми: кoллeкция пoпoлняeтся в сaмый пoслeдний мoмeнт. Изо рук Aлeксeя Дунaeвa к музейной хранительнице Елене Усовой переходит газетный реликвия — юбилейный выпуск газеты «Пушкинский крестьянин», посвященный великому поэту. И напечатанный в 1871 году шрифт стихотворения поэта Бутовского «Памятник», воспевающего пока еще не открытый к тому моменту исторический монумент Аля Сергеевича.
Среди букинистических новинок — первая полная издание издания «Записок охотника». Но в пушкинской тематике для временной экспозиции присутствуют редкая версия «Бориса Годунова», акварели до мотивам «Барышни-крестьянки», статуэтки советской и дореволюционной эпохи, изображающие, положим, Пушкина-лицеиста.
Особенно на долгий срок взгляд пришлось остановить на картине «Наполеон в горящей Москве» (труд(ы) Крафта с оригинала Альбрехта Адама). То ли пепелище мастер кисти изобразил с особым пиететом, то ли уныние Наполеона — только сегодня с помощью этого полотна можно хотя бы не пол ощутить события, выпавшие на долю пушкинского поколения.
Однако не все предметы связаны с солнцем русской поэзии, по какой причине объясняется просто: музей Пушкина — не всего о нем, но и, если вспомнить о филиалах, еще и об Иване Тургеневе и Андрее Белом. Потому-то в рядах картин и иллюстраций, размещенных над антикварными шкафчиками, секретер и кушетками XVIII–XIX веков, можно увидеть портреты гения Серебряного века. Иначе подлинный рисунок Е.Д. Спасского «Храм духа», возьми котором запечатлен Первый Гетеанум — антропософский основное в Дорнахе, создававшийся при участии Белого.