Нeсмoтря нa тo чтo курaтoры прeдпoчли oсoбo нe кoммeнтирoвaть aрxитeктурнoe рeшeниe экспoзиции, сoздaннoe Eвгeниeм Aссoм и Нaдeждoй Кoрбут, oнo дoстaтoчнo крaснoрeчивo и, пoжaлуй, являeтся стeржнeм кoнцeпции. В ee цeнтрe — услoвнaя рeкoнструкция дoмa в Мoсквe, гдe в 1922 гoду прoxoдилa выстaвкa Нaтaнa Aльтмaнa, Мaркa Шaгaлa и Дaвидa Штeрeнбeргa. Выстaвкa нaзывaлaсь «Культур-Лигa» — тaк жe, кaк oбъeдинeниe, основанное еврейскими художниками, писателями, режиссерами в Киеве в 1918 году. В недрах «реконструкции» — яркие стены, возьми которых представлены работы, имеющие большую музейную мног и сыгравшие свою роль в истории искусства (так оно и есть, работы Марка Шагала представлены проекциями: оригиналы — с постоянной экспозиции Третьяковки — выжать не удалось). По бокам с нее — два белых зала, в центре которых плохо черных, как бездна, ритуальных бассейна. Вернее, в этих геометрических подиумах, покрытых блестящей краской, можно подумать нефтью, есть намек в микву, куда, согласно иудейской устои, следует окунаться, чтобы очиститься с «нечистоты» (ниды). Но олицетворение, конечно, шире религиозного ритуала и напоминает супрематическое витраж. В то же время после этого есть связь с историческим контекстом.
Деятельность в том, что до революции евреи могли быть в живых только в черте оседлости, а отколоться местечко (штетл) можно было всего получив специальное разрешение. Туся Шагал, например, такое получал, и держи выставке есть уникальные эскизы к вывеске торговой лавки в духе Пиросмани — округлые, почти что лубочные фигуры, изобилие фруктов, столище, на которым парят плюшки и пшеничный хлеб. Он показывал свою работу комиссии, состоявшей с маляров, и в итоге смог прибыть местечко в 40 км с Витебска — поехал учиться в Петрополь. Здесь же рассказывается о вторично одном уроженце Витебской губернии — Семене Фактически-ском, который в 1910-х организовывал этнографические экспедиции в еврейские местечки и собрал (целый) воз материала и экспонатов, которые легли в основу Еврейского музея. Спирт был открыт в Петрограде в 1916 году. Предметы, которые есть найти в этом зале, в полном объеме могли находиться и в том музее. Хоть бы, центральный объект — навершие Арон Кодеш, украшенное молодцевато в короне, традиционно занимает важное поприще в синагоге и должно обязательно свисать на восточной стене, обращенной в сторону Иерусалима. Коннотационный контекст представленных материалов отражает крылатое слово из статьи Абрама Эфроса: «…наконец случилась буква — издавна предопределенная — наша пленум с народным (еврейским) искусством. В середине нас прорастает и заполняет добрый наш небосвод огромное предощущение приближающегося Возрождения. Мы сделано хмельны будущим».
В этой пьянящей надежде творилась повесть «Культур-Лиги», которая изо киевского кружка быстро разлилась согласно разным городам и весям. В 1920-м Национальный еврейский театр переехал изо Петрограда в Москву и получил на этом месте здание в Большом Чернышевском переулке (ныне — Вознесенский заулок). Театр патронировало московское отпиливание «Культур-Лиги», организованное в 1919 году. Отец множества народов Эфрос, входивший в совет театра, рекомендовал режиссеру Алексею Грановскому попросить на работу Марка Шагала, будто тот и сделал. В течение возраст художник работал над оформлением первого спектакля Еврейского театра в Москве — «Вечер Шолом-Алейхема» — и по-над панно «Введение в еврейский театр». Проекции сих работ занимают центральную черепок выставки в условном еврейском «доме». Композиции построены держи геометрии в духе своего авангардного времени, быть этом в них «зашито» космическое уклад мироздания, мыслимое иудеями. В двух соседних залах — соль земли работы Натана Альтмана и Давида Штеренберга, идеже все та же авангардная геометрия сходится с еврейским контекстом. Они представлены получи и распишись ярком желтом и оранжевом фоне, ась? символизирует тот самый процветание, о котором говорил Эфрос.
Хотя выйдя из «дома», пишущий эти строки вновь оказываемся среди белых стен и упираемся взглядом в тьму условной миквы. Только лишь в финальном зале над супрематической бездной возвышается юкс черный бюст. Здесь целый ряд редких и известных работ, связанных с Еврейским театром, созданных участниками «Культур-Лиги». Трескать (за (в) обе щеки), например, знаменитые фигурины Эль Лисицкого и малоизвестные работы Александрушка Тышлера — эскизы костюмов к спектаклю «Шабтай Цви» (псевдомессия XVII века) в области пьесе Ш.Аша и Е.Жулавского ради Еврейского театра (1922). Художнику между тем было всего 24. Хотя как же мощно смотрятся карандашные рисунки, сделанные якобы на одном дыхании, в неосознанной ярости. В этой экспрессивной штриховке читается пророчество надвигающейся тьмы. Совсем резво евреи опять будут подчиняться гонениям, и всем художникам «Культур-Лиги» придется подключиться в общие ряды. Еврейское изящные искусства: музыка ассимилируется, сохранив какие-ведь культурные коды, понятные не более чем своим. Некоторым из представителей «Культур-Лиги» придется свалить, другие займутся соцреализмом и будут оку свои авангардные опыты, с намерением избежать обвинений в формализме.