Мoскoвский музeй дизaйнa пoявился в Мoсквe 10 лeт нaзaд и нaчинaлся с экспoзиции в лaрькe, a двa гoдa нaзaд музeй стaл пoстoянным рeзидeнтoм Трeтьякoвскoй гaлeрeи. Eсть чeму рaдoвaться. Дизaйн и в цeлoм дeкoрaтивнoe искусствo пoлучaют всe бoльшe зaслужeннoгo внимaния. Музeй дeкoрaтивнoгo искусствa, нaпримeр, нeскoлькo мeсяцeв нaзaд прeдстaвил стрoйную дизaйнeрскую выстaвку «Вeщь», рeшeнную в видe тoтaльнoй инстaлляции, с пoмoщью кoтoрoй мoжнo прoйтись пo прeдмeтнoй эстeтикe минувшeгo вeкa. Прoeкт Трeтьякoвки — другoй пo курaтoрскoму рeшeнию и фoрмe пoдaчи. Этo старание поговорить об особом пути отечественного дизайна — вернее любопытный зачин, чем полномасштабное исследование. Выставку поделили получи и распишись четыре раздела — авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный проектирование, современный дизайн. В каждом из них — характерные и нехарактерные упражнения своего времени.
Все начинается с авангарда, который приносит в постреволюционную страну с новыми идеалами свою моду. В ней воз) (и маленькая тележка) геометрии, контрастов, ритмичной структуры — фасоны и орнаменты пропитаны с налета конструктивизма. И в то же время художники обращаются к народным мотивам, перекладывая устои на передовой визуальный язык. Творцы нового времени стараются забацать одежду и мебель удобной и функциональной, придумывают свои костюмы пользу кого конкретных профессий и занятий. Здесь, конечно, не могло быть без прозодежды Варвары Степановой, принципы которой возлюбленная описала в журнале «Леф» №2 за 1923 год: «Вся декоративная и украшающая кибла одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность». Одна изо этикеток к эскизу спортивного костюма художницы рассказывает о ее идеях, обаче, без упоминания самого манифеста, опубликованного в знаковом журнале, редактором которого был Маяковский. Ни слуху здесь и знаменитого фото Евгении Соколовой (секретаря Осипа Брика, с которым ее связывали паче чем близкие отношения) в том самом костюме, ужели да ладно. Зато есть современные реплики вещей 20–30-х годов и реконструкции авангардных стульев, равным образом в духе конструктивизма. Вообще, современных реплик на выставке превыше, чем оригиналов. Довоенная эпоха, например, демонстрирует проделка, воссозданные по журнальным эскизам. Вместе с проектами и экспериментальными разработками показываются и аутентичные движимость, которые были в каждом доме, — железные кровати, бабушкины табуреты, лампы минус абажуров.
Подход по принципу популярного мема «ожидание — реальность» делает выставку контрастной. Числительное позади существительного: часа два в каждом разделе (кроме финальных — с работами современных художников и дизайнеров) болельщик сталкивается с сопоставлениями. Вот, например, аутентичный мебельный набор (шкаф, зеркало, кровать etс.) в стиле советского ар-деко, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву. Большая изреженность. Подобный мог находиться только в квартире избранного, обычные персонал все еще сидели на лавках и спали получи и распишись железных кроватях, укрываясь одеялами в клеточку. Но и сии всенародные предметы прошлого в наши дни вдохновляют современных дизайнеров, благодаря чего рядом с упомянутым одеялом показывают свитер в такую но клеточку молодого модельера. А рядом с цветочным платьем 40–50-х годов — его современную реплику дизайнера Марии Смирновой. Такие переклички того времени с современностью интересны, пускай бы и создают некоторую мешанину, ведь, не читая дробный шрифт, можно и не догадаться о кураторском решении.
Неоклассика (яко называемый сталинский ампир) представлена на примере работ Абрама Дамского. Возлюбленный, как и многие, вырос из авангарда (на выставке проглатывать восстановленные по эскизам светильники Дамского из его дипломного проекта, которым руководил Родченко), однако со сменой политического и художественного курса ушел в «новую роскошь». Женский создавал люстры для московского метро и министерских зданий. Величие советской империи нужно было обнаруживать наглядно — всенародное метро, созданное как дворец, подчеркивало мощь страны. Бабский исполнял заказы филигранно. Вместе с эскизами его величественных люстр и одним «живым» примером таковой да мы с тобой находим и простые лампы, что были в каждом доме, — кроме особого дизайна.
Самый интересный период — это 60–80-е, иным часом возвращаются идеи авангарда и запрос на функциональность и практичность. Кстати, как раз в 1961-м впервые в русском языке возникает вокабула «дизайн» — оно появляется в журнале «Декоративное искусство СССР» в переводной британской статье. Поперед того дизайнеров называли оформителями, впрочем, эта событие на выставке не рассказывается, ну да чудненько. Зато здесь показаны совершенно фантастические проекты, квалифицированная из которых так и остались на бумаге. Во, есть образец системы, которую мы бы в данное время назвали «умный дом». Здесь и ноутбук, и стильные подвесные колонки в конституция шаров (стереосистема), и прототип домашнего кинотеатра с оригинальным пультом, идеже яркие кнопки расположена наискось (для удобства пальцев). А как ни говори первый ноутбук появился в 1982-м и выглядел не круглым счетом стильно, как советский образец. Однако наверху идею приставки не- поняли — завернули. Та же история произошла с проектом беспроводного телефона (проектирование Колотушкина и Таубе, 1980-е). Рядом с эскизами аппарата будущего, тот или иной и сегодня смотрится очень современно, висит обычный стенной дисковый телефон, который был у большинства. К сожалению, многие идеи — в гонке по (по грибы) дешевизной и массовостью — не были реализованы. Но были и исключения — в среднем, по проекту Валентина Кобылинского стали производить огромные самосвалы с десятками фар и кузовом, какой «наезжает» на кабину сверху. Их делают и неотлагательно, только не в России, а в Белорусии. Впрочем, нередко разработки «слизывали» с зарубежных моделей, приблизительно, например, «Запорожец», представленный в центре выставки, — неуклюжая вариант итальянского «Фиата». В финале выставки зритель сталкивается с примерами работ современных дизайнеров, многие с которых, увы, создаются за границей. А еще с инсталляциями молодых художников Сандры Гуцати и Инны Бодровой в виде полупрозрачных фигур, висящих в пространстве. Сии арт-объекты из ткани несколько оторваны через реальной жизни, но их все же только и остается надеть на себя. Чтобы удивить всех округ, допустим, на вернисаже.