За свою, в то время как короткий в историческом плане – чуть больше года – жизнь в этот музей успел сменить название, внутренние площадки, ипподром, директор, сайт, “раздвоился” в реальный и виртуальный с совершенно разной сложности. Не больно: едва родился, начала оживления.
Принято считать, что армянский народ не получал легкий путь. Судьба Армянского музея в Москве – еще одно свидетельство того, этот исторический тезис бар. Вернее сказать, царапина.
Хачкаворы не ожидают дивиденды
“Людям не очень понятно, что произошло с музеем. Пусть народ узнает”. Бывший викарию (первый помощник, заместитель руководителя епархии – Авт.) Московской Армянской Апостольской Церкви, в настоящее время служащему в Армении иеромонаху отцу Киракосу Давтяну, не слишком приятно ворошить страницы конфликтной романов, но, кажется, и молчать негоже.
Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас уважает и ценит людей, внимание к жизни диаспоры, радеющих за укрепление национальных и духовных отношений в обществе, – объясняет отец Киракос. Так что, когда москва храмовый комплекс при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, что на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, был в его распоряжении, владыка Езрас был счастлив появлению единомышленников из активных. Предназначен для создания уникальный предмет, который может стать для людей, основой для духовного единения и культурные контакты, просвещения, сплит армянских национальных корней, чтобы сохранить язык и генетической памяти. И обычные миряне, и организации, и состоятельные бизнесмены, охотно поддержал тогда проект благотворительных взносов, в этом смысле он является детищем действительно народный.
Намерение владыка воплотился в две тысяч квадратных метров, самый большой, по словам экспертов, за пределами Армении музей размещен прямо под зданием собора. Открытие во время Дня памяти жертв Геноцида армян в Османской империи, 100-летие которого я упомянул 24 апреля 2015г. Фото с церемонии открытия музея: переход через красную ленту разрезают на владыка Езрас и Рубен Григорян – по словам отца Киракоса, благодетель строительства, одним из серьезных спонсоров, ранее ускоривший возведение храма на Олимпийском проспекте. В интернет-публикаций оппонентов Рубена Григоряна его называют “двуликим Янусом” и “богоугодным рейдером”, это можно понять, бизнес – то, что трудно. Но чаще я читаю о “прорабе духа”, “тихий меценате”, который добился большого успеха в бизнесе”, но это “довольно скромный в своих публичных выступлениях”. Он “не делает громких заявлений, чтобы не вмешиваться в политику, не выпячивает, в отличие от многих других благотворителей, свои добрые дела”… В 2013г. случайно мелькнул в рейтинге “Forbes”, где перечислялись владельцы крупнейших объектов в Москве”, на расстоянии один километр от Кремля”.
В музее девять залов, новейшие технологии, интерактивных экспозиций, документальных свидетельств и времени, и артефакты – первый шаг, но такой смелый и широкий. Отчеты с открытия масштабной площадки, создан в невероятно короткие сроки – в течение шести месяцев. Рассказы для 3D кинотеатр с фильмами об истории Армении, мониторы с “живые картины” на темы из обихода армян разных эпох, панель для управления интерактивным “глобусом” с мировыми центрами, и армянская диаспора, археологических находках, редких документов из семейных и служебных архивов и, самое главное, для зала, с мемориальным свечи, где на стенах – таблички с восстановленные имена жертв геноцида и тех, кто выжил, тот и завещал, чтобы помнить.
Конечно, музей – это не хранилище, даже самые редкие и дорогие “импульс” экспонатов, в широком смысле этого магазина эпох нации, память терять которую немыслимо и преступно. Именно в этом смысле все интервью Армянского музея Москвы и культуры наций (название от апреля до октября 2015г. – Ред.) и до, и после открытия Рубен Григорян дает в прессе как “главный идейный вдохновитель и основатель и директор”. В январском (2009г.) издание Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ “Армянская церковь” Рубен Григорян уверяет читателя: музейный проект “…не предусматривает получение финансовых дивидендов”, потому что “рентабельность наших инвестиций будет измеряться не деньгами, а новыми духовными приобретениями… “. Здесь люди “будут встречаться, знакомиться, создавать новые семьи, приобщаться к непреходящим духовные и культурные ценности армянского народа. Здесь будут выставочные залы, библиотеки, типографии”.
И в мае 2015г. на новооткрывшейся площадка начнется долгожданный выставки, встречи, концерты и экскурсии для прихожан и жителей города. Их организовал бизнесмен и меценат Рубен Григорян. В знак признания заслуг, в том числе и в создании музея и финансирование экспозиции, владыка выбирает его хачкавором (символический статус крестного отца, состоятельного благодетеля церкви – Ed. ). Обрадованные гости целыми семьями хлынули в музей… Кажется, 60 тысяч посещений в первые три месяца жизни музея.
В кружевах звонки
Вопреки интернете утверждения, что “имя этого человека в прессе появляется крайне редко” и “открытие” интервью с ним – задача не простая, поисковая система “Яндекс” и “You Tube” активно реагирует на запрос. Кажется, журналисты Рубена Григоряна в его пользу, а он им в ответ. Вот эскиз из журнала “Меценат и Мир” № 57-60 (2014г.) с названием “Восхищение. (Для Строжки Григоряне)”:
“…В ответ на вопросы, Рубен Цолакович был немногословен, но каждая фраза настолько глубокий смысл, что создавалось впечатление: он произнес целую тираду, изложенные целый философский трактат…. легкая улыбка время от времени появляется на его губах, а в умных, добрых глазах играет озорной смешинка. При этом, он ответил очень серьезно и решительно. Он плел тончайшее кружево разговор, в котором каждая петелька на месте…” Впечатлены автор убежден: конечно, ” герой очерка “, и в развитии своего бизнеса ткет безупречно совершенные кружева, переходя от одного строительного объекта к другому…”
От объекта к объекту, заслуженный строитель России, президент инвестиционно-строительного холдинга “Руцог” (“РУбен ЦОлакович Григорян”) за более чем тридцать лет жизни в Москве и переходил действительно нет времени. По данным СМИ, в портфель “Руцога” – гостиница “Никольская” бизнес-центры “Никольская плаза”, “Олимпик плаза “I” и “Олимпик плаза II” элитных ЖК “Еропкинская, 16”, “Несвижский”, “Шведский”… При строительстве в центре столицы и реконструкция архитектурного наследия “Руцог” должны неукоснительному принципу глава холдинга: “История должна быть и должны быть сохранены”. Правда, скажем, в переговорах с Правительством Москвы проекта элитного ЖК “Еропкинский” структуры удалось добиться от властей разрешения на снос усадьбы Татищева — Лопухина 1802г. Но независимо от того, как сделать это более важно, заявить, что это звучит правильно и красиво. “К сожалению, многие люди были готовы к своей одноминутной преимущества и разрушают, уничтожают памятники истории, превращая их в “прибыльный коммерческий продукт…” (“Рубен Цолакович Григорян: Человек не может существовать без своей истории”, ЖЖ, 2013г.)
В 2013г. “список” “Руцога” вступил в храмовый комплекс при Армянской Апостольской Церкви Олимпийский музей в здании собора. Конечно, здесь действует лозунг уже исправлена (он по-прежнему набранных заглавными буквами на сайте и Армянский музей Москвы и культуры наций): “Для каждого армянина интересы нации должны быть важнее, чем свои личные”. В интересах нации Рубен Григорян начал управлять армянских музей.
“Рубен Цолакович знал, особенно доверие к нему отношении со стороны владыки и, может быть, постепенно я решил, что он может все, – сказал отец Киракос. – Он начал проводить в музее мероприятия, без согласования с главой епархии, даже и без привлечения викарий, как это было предусмотрено ранее …я Думаю, для музея, находящегося на территории церкви, то не безобразно“. По просьбе отца Киракос обратился к директору музея с увещеваниями, но в ответ услышал все слова, которые кто-то знает”. Куда девались “безупречно совершенными кружева” разговор, после грубой лексики?
“Молитва и благословение музейных мероприятий Рубену Цолаковичу оказались не нужны команды (от “Руцога”) сказал: мы это здание строили, мы здесь и домохозяйки!” Заметно расстроен отец Киракос добавляет: “Духовность не то, чтобы отошли на второй план, а вообще из музея ушел”…
Богу богово, а “Руцогу” – руцогово
Вспоминает руководитель музея “Тапан” (Ковчег) Ашот Аветисян, в 2015г. назначен епископом Езрасом ответственный музей и общественный представитель епархии. На практике после открытия музея, примерно в марте месяце, оказалось, что тихий и благодетель, и надежда народа, не может общаться с подчиненными иначе как “страшной руганью” (с использованием ненормативных проектов). Рубен Григорян взялся за воплощение идеи владыки для создания музея, немного, и идея, и номера, и выставочного фонда стали принадлежать себе меценату, он начал ставить условия, что решения для мероприятий, выставок, как только он”.
Скоро, чтобы попасть в интерактивный зал уже возможно только с билет за 250, а утверждения некоторых его членов, и за 300 рублей (позади гневная критика “выгодный коммерческий продукт” и тезис “раздавать вложений не измеряется деньгами”?). Все вместе в августе привело к серьезный разговор владыки с хачкавором, после чего “нам стало известно о согласовании передачи помещений музея и его фонды в юрисдикции епархии”. Пост Рубена Григоряна в интернете: “…подписал документы по передаче имущества епархии и сразу же сожалеть об этом”.
Но экс-хачкавора Рубена Григоряна еще в руках свидетельство о регистрации права собственности на объект недвижимости (храмовый комплекс), выданные Росреестром. В апреле 2015г. на торжественный прием главы епархии по случаю празднования Пасхи, где были приглашены видные члены армянской диаспоры в Москве – более трехсот известных гостей, миллиардер Карапетяна до сатирик Петросян – Рубен Григорян государственными муниципалитета Езрасу в рамки, этот самый важный документ. В нем владельцем объекта значилась Армянская церковь. Это уже не является безвозмездным даром хачкавора, а обязанность “Руцога” как строитель, адвокаты, которые ведут и оформление ценных бумаг. Тем не менее, вскоре после разборки музея оказалось, что свидетельство в рамке – копия. Оригинал Рубен Григорян держит себя, лишает церковь необходима для различных официальных целей документа. Чем вредно не дает или по привычке “сохраняя память” оставил? В присутствии 350 своих сограждан заслуженный строитель удается создать основу для шантажа (тогда я вам справку не дам!). Кажется, это меценатство, как обувь из крокодиловой кожи под спортивными штанами…
$1 500 000 в мусор?
Сентября 2015г. Ашот Аветисян и сегодня помнит в деталях. “Викарий отец Киракос в данный момент есть встречи в Армении и уехал, мне надлежало выполнить поручение владыки, и готовит план работы музея в “переходный период”, начался утверждения проекта экспозиции, кадрового состава. Тогда предполагалось, что в новом штате музея можно объединить и пожелания от команды “Руцога” – говорит менеджер. – Конечно, я вела себя, как обычный мирянин, а не чиновник, и не может превышать полномочия”.
Однако, по словам Ашота Аветисяна, благодетель, несмотря на обещание, данное из которых, я сам начал распоряжаться предстоящей реконструкции музея, формирование команды. Трения почвы, вмешательства, “трудности перевода”, острая реакция на обычную шутку – ситуация накаляется. “Я пришел утром в музей – вход для меня был закрыт. Охрана: Рубен Цолакович велел не пускать. Но я назначил владыкой, обязан работать!. . Ни в какой. В это время, господь пройдет через двор храмового комплекса…” Глава епархии должен был принять окончательное не слишком приятное решение…
Новость, вызвавшая диаспоры в недоумении. “Создается на территории храмового комплекса Армянского Собора в Москве интерактивный музей попал — полным ходом идет демонтаж оборудования на сумму более 1.000.000 долларов (спонсор Рубен Григорян)”, сообщает сайт московской армянской газеты “Юсисапайл” (Северное Сияние) 11 октября.
Для размонтирования. В преддверии запланированных конференций по проблемам последствий геноцида армян сотрудники музея встретили опечатанные двери, демонстрационных залов. Владелец решил забрать имущество. Выдирались мониторы, “глобус”, 3D-экран “живые” стены, короба вентиляции, всего эль. приборной панели, освещение, проводка, розетки-выключатели и сами двери. К “имущества” “Руцог” я пытался выстроить в ряд переданы в музей прихожане редкие книги, армянские национальные костюмы и переданы лично) экспонаты… Затем также исчез прозрачная “а-ля Лувр” пирамиды и буквы старого названия над входом в музей. Здесь было бы уместно спросить, о дрязгах с бизнес-рекламы музея, который не имеет, на значение в армянской истории и религии, о благодетель церкви, подходит к ней, которые еще недавно, кажется, были “важнее личных”, но есть вариант, что будет посылать..
Авральный ремонт, после того, как “разборки” может быть завершена в течение двух дней конференции геноцид, не сорвалась, но в разгромленных залов экспозиции пока нет. Глава епархии благословил возрождение музея с новым названием “Тапан” (Ковчег). 27 марта 2016г., в день Воскресения Христова, в галерее “Тапана” посетили более 10 тысяч человек. Бесплатно.
Конец истории? Ни В коем случае
Есть сайт на несуществующие и как виртуальный “Армянский музей Москвы и культуры наций”, недействующие и так как это бесполезно (а жаль, конечно, – Ред.) уникальные интерактивные экспонаты.
Есть видеоинтервью директора “музея Армянского Москвы и культуры наций”. Единственный вопрос – почему закрыт музей? – журналист должен быть повторен по крайней мере в пять раз. 18 минут полны глубокого смысла, рассуждения о тысячелетнем пути нации и сохранении памяти, повторяющих уже знакомо содержание публикаций на сайте об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян во Франции, за “полтора миллиона долларов кошке под хвост”, и обижаются, когда теряются деньги, “потраченные не на себя, а на благо народа, все-таки это музей любил людей”, а его взяли и закрыли… отрезать.., как призвал к изменениям выставки”, и это все “чисто армянский вариант”.
Есть популярные социальные сети и видеохостинги, где вчера хачкавор, радетель за обучение, для укрепления корней московской диаспоры и блага армянской нации в мировом контексте ставит колеса и ткет кружева интерпретации. Их суть: дорогие мои армяне, вы бездуховны, антипатриотичны, ваши правительства и священники – полностью “люди в черном”, как вы, о, люди, вообще надеяться увидеть божественный свет?..
Под опусами заслуженный терминатор значение “0 комментариев”. Но ответ спонсором церкви и покровитель истории, решившему сделать музей при епархии еще собственный офис “Руцога”, нужно.
“Благотворителей тоже не правы. Но церковь не строится для одного человека”. Иеромонах Киракос Давтян
“Человек делает добро, чтобы получить власть? Не является ли путь самоуничтожения, опасности, которые так любит предупреждает Рубен Цолакович?”. Управляющий музей “Барабан” Анелия Аветитсян
А владыка Езрас сказал о том, к кому прежде не питал мало доверия и дружбы, что “молится за его душу, чтобы он одумался”.
P. S. О бронзовом бюсте Николая II
По мнению знатоков родной истории, мецената для блага нации (“Интервью Рубена Григоряна”, 5 января 2016г.,You Tube) бюст странным образом присутствует в возрожденном музее “Барабан” несмотря на то, что “армянский народ не является на русского царя, что нет никакой связи”.
Рубен Цолакович, этот экспонат-знак национальной благодарности. В трагическом 1915г. по приказу императора 4-й Кавказский армейский корпус русская армия пришла на помощь восставшим ванским армянам. Русский монарх открыть границы с Западной Армении, чтобы народ мог уйти Никогда. Так были спасены более трехсот тысяч армян.