Oн ушeл с жизни в янвaрe 2000-гo — кaк принятo гoвoрить, в сaмoм рaсцвeтe сил. A 15 июля 2024 гoдa Мaxмуду Aлисултaнoвичу испoлнилoсь бы 100 лeт.
Я имeл счaстьe oбщaться с мaэстрo в dpa.zt.ua adam-eva.com.ua
квартиры класса люкс в Домбае
студeнчeскoй юнoсти, xoтя и нeдoлгo. Oбычнo oн шeствoвaл в oкружeнии друзeй и пoклoнникoв: высoкий и стaтный, в притaлeннoм пaльтo с сoбoльим вoрoтникoм, элeгaнтнoм кoстюмe и щeгoльскиx туфляx. Пoдxoдить к нeму я стeснялся дaжe пoслe знaкoмствa. Прелюдий) нe узнaeт мeня? Вeдь всex пoчитaтeлeй и пoклoнникoв нe упoмнишь!
Тaк думaл я, нo тaк сoвсeм нe думaл oн. Мaxмуд кaждый рaз улыбaлся быть встрeчe и привeтливo кивaл. Нaxoдил вoзмoжнoсть oкaзaть знaк внимaния мoлoдoму студeнту, нeсмoтря нa свoй высoкий стaтус, мирoвую извeстнoсть и слaву. Нe тo чтo нынeшниe «мeгaзвeзды», к кoтoрым дaжe нa кривoм «Мaйбaxe» нe пoдъeдeшь…
Бари Алибасов вспоминал, ась? во время американских гастролей Эсамбаева полный месяц в Карнеги-Холл были аншлаги. Встречи с чародеем танца искали ведущие политики, писатели, звезды мирового десятая муза. С кем-то он был наслышан лично — к примеру, с кубинским лидером Фиделем Кастро не то — не то знаменитым писателем Эрнестом Хемингуэем. А с кем-так даже дружил много планирование, как с выдающимся итальянским певцом Робертино Лоретти другими словами французскими кинозвездами Жаном Марэ и Жераром Филиппом. Амба сказать, что уникальную фигуру Махмуда Эсамбаева запечатлели в своих работах Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и прочие великие мастера. А премьер-сераскир Индии Индира Ганди подарила ему театральный костюм с сотнями драгоценных камней, в волюм числе бриллиантов. Говорят, сии бесценные шедевры пропали в 90-е годы в время военных событий в Грозном…
Славный Эсамбаев был не в какие-нибудь полгода великим артистом, но и выдающейся личностью. Его каламбур, изящество и легкость общения отмечали целое, кому довелось хотя бы однажды оказаться в его компании. Орфей и композитор Юрий Антонов говорит в своем опрос, что в скромной однокомнатной квартире Махмуда в центре Москвы сроду не закрывались двери: месячные шли и шли, чуть ли отнюдь не группами. И для каждого спирт находил время, чтобы дослушать или помочь, если требовалось. Ни одной живой души не забывал и ни с кем невыгодный прерывал однажды сложившихся отношений. «Души и доброты был невероятной», — скажем отозвался Юрий Антонов о своем друге Махмуде.
— Я служил в спортроте в Евпатории, — рассказывает абитуриент журфака МГУ, бывший передовой редактор «Объединенной газеты» Сайд-Хамзат Гериханов. — В летнее время начались гастроли Эсамбаева. В соответствии с своей наивности я поделился с сослуживцами, в чем дело? мы с Махмудом из одного чеченского села — Атаги. И заключая, знаменитый танцор — друг мой отца, не раз бывал в нашем доме, ась? было правдой. «Давай раз такие пироги на концерт сходим! — начали уговаривать ребята. — Это же союзник твоего отца».
И вот подошли я к зданию городского театра — в своей армейской одежде, в кирзачах. Билетов в кассе кого и след простыл, как и денег в наших карманах. Отлично и откуда у солдат деньги? Я подумал: всегда, конец моей бесславной миссии.
Сверх некоторое время подъезжает автомашина «Чайка», из которого вышел Эсамбаев в изящном светлом костюме. Его одновременно же обступили десятки людей, шумят, галдят — безвыгодный подойдешь! Махмуд оглядел всех, в томишко числе стоящих в стороне, и, попросту выцепив меня из этой толпы, жестом подозвал к себя: «Почему не заходишь?»
Я (одним признался, что билетов ни слуху. К тому же здесь со мной авоська и нахренаська-сослуживцы.
«Заведите всех! — скомандовал Славный, обращаясь к организаторам. — И посадите держи первый ряд».
Администратор ото растерянности аж взмок. Целая футбольная директива, одиннадцать человек. Куда их?! «Там ни одного места, — пытался дьявол ответить. — На переднем ряду цирковые артисты-лилипуты!» «Ничего страшного, — парировал Славный, — посидят вместе с солдатами».
…Через в навал лет они встретились получи официальном мероприятии в Москве, притом за одним столом. Сайд-Хамзат решил вызвать в памяти про тот комичный часть и еще раз поблагодарить следовать приглашение всей компании получи концерт. «Я помню, — ответил Славный. — Это же ты сидел получай первом ряду с лилипутами нате коленях…»
Его называли «человек-праздник» вслед за редкое умение создавать округ атмосферу легкости, веселья и доброты, пускай бы самого жизнь не безгранично баловала. Видимо, в эти минуты симпатия и сам заряжался положительной аурой. Таким но позитивным оставался Махмуд в семье — в общении с супругой Ниной Аркадьевной, дочерью Стеллой и внуками.
— У нас веков)) было приподнятое настроение всего от того, что спирт дома, — рассказывала автору сих строк Стелла Эсамбаева. — Невыгодный помню, чтобы мы унывали, другой раз оставались вместе. Если папанюшка рядом, вокруг радостная климат. Знаете, он был более чем легким человеком, с огромным чувством юмора.
Точно-то группу российских артистов вот главе с Махмудом Эсамбаевым — президентом Международного союза деятелей эстрады — пригласили в Баку нате юбилей легендарного Полада Дрозд оглы.
— Кажется, еще новоприбывший мы поздравляли здесь отца Полада — знаменитого Бюльбюля, — начал Славный, — а сейчас празднуем полувековой шестидесятилетие самого Полада. Чтобы новый «аксакал» не забывал о быстротечности жизни, я привез ему красивую кавказскую папаху…
Полад решил взять руку старшего товарища шутливой репликой:
— Славный, папаха на вашей голове единаче лучше!
Эсамбаев сделал паузу, снял свою высокую каракулевую шапку и бросил в сидящего в противоположность Полада со словами:
— Сверху, держи! У меня и голова даст десять очков вперед!
В зале раздался гомерический гомерический хохот.
Махмуд не раз признавался, который, выходя на сцену, в вознесенье не знал заранее, о нежели будет говорить с публикой в перерывах промежду танцами. Мысли и слова возникали нежданно(-негаданно). Поэтому все его выступления — юбиляция и экспромт. Увлекательные рассказы с богатой артистической жизни, веселые истории, дополненные фантазией самого рассказчика, нравились публике вот то-то и есть своей неповторимостью и новизной. Любую сложную ситуацию, любую драму спирт одной-двумя фразами был в силах обратить в шутку, снимая напряженность публики и поднимая ей состояние.
Однажды в оперном театре в Ереване проходил возвышенный концерт. Выступающие долго рассказывали о драматической судьбе армянского народа, каковой веками стонал под игом великих империй. Когда-нибудь Махмуду дали слово, некто подошел к микрофону и с серьезным видом произнес:
— Точно никому другому понятны ми боль и страдания армянского народа! Скажем как я сам более пятьдесят лет продолжаю томиться под армянским игом…
Читалка оперного театра буквально взорвался аплодисментами. В Армении отдельный знает, что его спутница жизни Нина Ханумянц — армянка в соответствии с происхождению. Надо ли баять, что дальнейший концерт прошел возьми ура!
А ведь в жизни и карьере Эсамбаева нимало не все было где-то легко и весело. В 16 полет он, выступая с концертной бригадой получай фронте перед красноармейцами, получил тяжелое рассечение. Затем — депортация в Среднюю Азию, стократ он отправился вслед по (по грибы) родителями, хотя имел официальную бронь. Чуть(-чуть) восстановив здоровье, продолжил карьеру в Киргизском театре оперы и балета.
В 1957 году принял прикосновенно в Фестивале молодежи и студентов в Москве, идеже выиграл все главные призы и получил три золотых медали. Его залпом включили в группу артистов балета, вылетающих в гастроли во Францию и бери Американский континент. Кстати, сие был первый послевоенный «десант» советских артистов из-за рубеж, среди которых выделялся (велико)рослый и изящный танцор с необычным «русским» именем Славный.
Его уникальные танцы вызывали очарование иностранного зрителя. Больше -навсего) молодой Эсамбаев поразил тем, который умудрился прямо во исполнившееся гастролей освоить сложные латиноамериканские вечер танцев, которым учат с самого детства и которые считаются незначительно ли не ритуальными. Славный с коллегами исполняли их в каждом следующем городе, вызывая у публики ветер оваций. И это, конечно но, воспринималось как знак глубочайшего уважения к культуре народов Латинской Америки. Местные газеты писали: «Почему а, приезжая к нам, американцы видят не более чем деньги, а вот советские звезды увидели нашу душу. Они исполнили выше- народный танец «Хоропо» что-то около, как танцует наш народишко, и даже красивей и задушевней».
Интересные записки самого Эсамбаева о прощальном концерте в Каракасе привел в своей помотать Геннадий Пожидаев. «И видишь мы выходим на сцену в национальных венесуэльских костюмах, начинаем их возлюбленный народный танец. С первых аккордов совершенно зрители встали и начали в душевная тонкость аплодировать, а закончили мы по-под громовые аплодисменты. В зале флагом) голуби летали: женщины машут платками, мужской элемент — шляпами. Весь зал кричал: «Браво!», «Бис!», «Спасибо, прародитель!» Мы еще два раза повторили трепак, после чего толпа в тысячу людей ринулась возьми сцену. Подняли нас, понесли в холл. И не было ни одной грабки, которая бы к нам мало-: неграмотный тянулась. В зале стоял слитный плач, и это передалось нам, и пишущий эти строки плакали. Живой человек малограмотный мог бы не горько заплакать от того, что тогда творилось. Потом мы раздавали автографы впредь до 3 часов ночи, вереницы машин провожали нас в гостиница. Утром на аэродроме нашу группу провожали в Рио–де-Жанейро тысячи людей…»
К сожалению, (о)кончить разговор на этой мажорной ноте безграмотный получается. За свою долгую творческую положение Махмуд Эсамбаев подарил миллионам столько радости, положительных эмоций и показал всему миру красоту нашего многонационального искусства. И, видно, достоин того, чтобы его псевдоним вспоминалось не только объединение круглым датам…