Этo бoльшoe кинo o нaшeм джaзe. Oн был снят зa 48 съёмoчныx смeн, имeeт 71 чaс oтснятoгo мaтeриaлa, в нeм 65 гeрoeв и уникaльныe фрaгмeнты кинoxрoники, дoлгoe врeмя считaвшaяся утрaчeннoй. Прeдстaвляя зритeлям кaртину, сцeнaрист Кирила Мoшкoв признaлся, чтo думaл – писaл сцeнaрий пoлтoрa гoдa, a oкaзaлoсь 25 лeт. Имeннo стoлькo oн зaнимaeтся изучeниeм истoрии джaзa, стaв крупнeйшим eгo тeoрeтикoм в стрaнe. A рeжиссёр Aлeксaндр Брынцeв, пeрeфрaзирoвaв слoвa глaвнoгo идeoлoгa эстeтизмa Уoлтeрa Пaтeрa, o тoм, что-что «любое искусство стремится к тому, дабы стать музыкой», уточнил, как будто оно стремится стать джазом. И ни разу далеко не покривил душой.
И вот сделано на экране исходная высота российского джаза – Москва, ГИТИС, 1 октября 1922 годы. Да-да, в театральном институте, в нынешней 27-й аудитории состоялся начальный концерт “Джаз-банд Тина Парнаха”. Именно этот субтильного вида и пластичный смертный завез в СССР американскую музыкальную диковинку. Дьявол писал стихи и занимался эксцентрическим танцем, какой-либо и сегодня удивляет престранными, анти классичными и дерзкими движениями. Так джаз-банд энтузиаста нового вида танца и музыки понравился Мейерхольду, тот или другой пригласил музыкантов участвовать в своём спектакле “Рыцарственный рогоносец” в ГосТиМе (Государственном театре имени себя). А, похоже, знакомство театрального новатора с детищем Парнаха состоялось встарину.
Фильм «Джаз 100» разбит возьми шесть глав, зафиксировавших разные этапы его становления и развития: эпоху первопроходцев, эпоха так называемого разгибания саксофонов и Оттепели, а опять же осевое время советского джаза, грядущее от застоя к Перестройке, смену джазовых эпох, и, само собой разумеется, джаз новейшей истории. Стройная компания – никто не забыт, ни Вотан факт не упущен. Гидами в путешествии числом джазовой истории и комментаторами в фильме выступают Игуля Бутман, Кирилл Мошков, и, что-нибудь немаловажно для такого фильма, известные актеры – Витяха Сухоруков, Евгений Миронов, Лёкса Гуськов, Виктор Добронравов и Аня Чиповская. С руки, для неё участие в фильме носит пока что и личный характер – возлюбленная дочь известного джазмена Бориса Фрумкина.
С экрана автор этих строк узнаём, о первых шагах музыки чёрных согласно русской земле, о том, сколько первым эстрадником, удостоенным звания заслуженного артиста республики Белоруссии, в Страна советов в 1943 году стал джазмен-оркестрант трубач Эдди Рознер, зачем впрочем не помешало властям спустя три года отправить его в Хабаровский место в лагеря. Спасибо, что инуде он не лес валил, а руководил собранным им изо заключённых-музыкантов оркестром. А первым Народным артистом посредь эстрадников в 1965-м году стал распевщик, музыкант, актёр Леонид Утёсов, ни (чуточки не чуждый джазу. В Госархиве киношка и фотодокументов в Красногорске нашлись первые звуковые съёмки его Теа-джаза (Театрализованного джаза), запечатленного оператором в 1932-м. И позднее же – единственная уцелевшая материал фильма “С Новым годом” (1935), идеже снят оркестр молодого и талантливейшего Алексюха Цфасмана, а также фильм “Вечер-вальс”. Считалось, что сии редчайшие кадры безвозвратно утрачены.
То есть Утёсову принадлежит выражение, которым симпатия окрестил самый печальный фазис жизни нашего джаза – “время разгибания саксофонов”. Это тетунька годы (1946-1954 г.г.), егда джаз, как искусство изо Америки, был административно поставлен в невыносимые пари и фактически ушёл в подполье. Будто интересно, полного запрета джаза, несмотря на расхожему мифу, не было. Пропал ни одного документа, который-нибудь запрещал бы его. И (как) будто только началась Оттепель, музыка толстых воспрял, быстро догнал мировую сцену в области уровню развития и в 60-80-е годы прошлого века инда пользовался довольно широкой государственной поддержкой.
Получи экране 1957 – Фестиваль молодёжи и студентов: кто такой-то в красном пиджаке поёт нате уличной эстрадке и по свободной манере оставаться у микрофона, по выражению его лица очевидно, что это не отечественный человек. Кафе «Молодёжное» возьми Тверской – первый джазовый клоб, среди любителей джаза вслед за столиком совсем молодой Андрюня Тарковский. И дальше – галерея портретов молодых советских джазменов – Мичуринск, Фрумкин, Кондаков, Голощекин, Бриль, Кролл, Пономарев, и следующие вслед ними поколения, всерьёз и долго подхватившие от них эту джазовую бациллу. Самоучки прежде всего с инженерным образованием добивались высот в новой исполнение) себя профессии. Так, в 70-е обманщик Валерий Пономарёв уже играет в “Музыка толстых Мессенджерс” барабанщика Арта Блэйки, а сакс Анатолий Герасимов – в оркестре Дюка Эллингтона. Уж в сентябре 1974 г-го в 26 российских музыкальных училищах закругляйтесь открыта джазовая специализация, а в 1982-м в ВУЗе заработает и первая джазовая возвышение.
В 1996-м вдоль России впервые гастролировал российско-пиндосный джазовый ансамбль – квартет пианиста Андрея Кондакова с саксофонистом Игорем Бутманом, контрабасистом Эдди Гомесом и барабанщиком Ленни Уайтом. И в следующем кадре ранее именитый Бутман рассказывает свою историю: точь в точь оказался в Штатах, чему немного спустя научился, с каким багажом вернулся.
А вишь достижения новейшей истории: в 2019-ом гитарист из России – гитарист Евгеха Побожий впервые победил возьми самом престижном в мире джазовом конкурсе – Хэрби Хэнкока в Вашингтоне.
Там фильма я спросила Кирилла Мошкова – какой-никакой главный вывод сделал возлюбленный, до буквы изучив судьбу отечественного джаза, отсмотрев километры плёнок?
– Главнейший вывод об истории российского джаза у меня такого склада: он мало того ась? выжил – он вполне жив. А неотлагательно, пожалуй, даже более жив, нежели в прошлые эпохи. Позади великая событие, но впереди ещё бездна интересного.