Oнa с тex жeнщин, кoтoрыe с вoзрaстoм нe тeряют, a приoбрeтaют. В свoй шeстьдeсят oдин oнa пoxoжa нa стaтную oстeпeнившуюся рoк-звeзду или — или стрoгoгo курaтoрa музeя сoврeмeннoгo искусствa: вся в чeрнoм, нa мoскoвскую зиму смoтрит сквoзь сoлнцeзaщитныe oчки. Нo ee фирмeнный смex и дoбрoжeлaтeльнoсть срaзу выдaют ту сaмую Джoaнну, кoтoрaя былa нeoтъeмлeмoй чaстью мeстнoгo жеребий-ландшафта в восьмидесятые и девяностые.
Есть некая странность в томишко, что одним из главных историков русского рока стала женщина США. Конечно, к славной летописи ленинградского рок-клуба имеют связь многие журналисты и публицисты, но Джоанне, как девушке, у которой пока еще в восьмидесятые всегда была с собой видеокамера, удалось наставить всевозможные мемуары и хронику событий на промышленные рельсы. Видимо, шабаш это по большой любви.
Первый визит Джоанны в Хомикус советикус состоялся в 1984 году. Кроме любопытства, вдохновившего калифорнийскую девушку получи и распишись такую специфичную прогулку, у Джоанны был телефон Бориса Гребенщикова, принятый от знакомого ее сестры, эмигранта из Союз Советских Социалистических Республик. Так Стингрей погрузилась в кипучую жизнь ленинградского андеграунда и восторгается ей через десятилетия.
Наречь эти путешествия занятиями исключительно веселыми и легкомысленными, наверное, не совсем правильно. Молодая неформалка сумела зажечь немалое раздражение и КГБ, и ФБР: и там и там ее считали малость ли не шпионкой и навязчиво просили прекратить несанкционированное налаживание советско-американских рок-отношений. Но энтузиазм Джоанны было сейчас не укротить.
Намерение девушки отправить русский рок-музыка. Ant. фортуна на экспорт безо всякого участия советских официальных лиц и организаций, видно, выглядело как полное безрассудство. Тем не не в такой степени Стингрей спрятала пленки с записями песен «Кино», «Аквариума», «Алисы» и «Странных Игр» в потайном кармане куртки, тексты и рисунки для того оформления засунула в подкладку сапог и с таким «багажом» вылетела с Ленинграда в Хельсинки, а потом показала всю эту контрабанду в Лос-Анджелесе представителям разных фирм грамзаписей.
Хрестоматия Red Wave собрал отличную прессу в Америке и Европе, идеже в то время, конечно же, мало кто знал, как будто в «империи зла» звучит хоть что-то вдобавок гимна и «Интернационала». В СССР Джоанну обвинили в вероломном нарушении авторских прав, хотя бюрократы ВААПа (Всесоюзного агентства по авторским правам) поуже тогда держали нос по ветру и предложили Джоанне стравить пластинку еще и для продажи в Советском Союзе. Небось, так бабло победило зло.
Впрочем, из вредности советские чиновники мало-: неграмотный пустили Джоанну на ее собственную свадьбу в Петроград. В итоге Джоанна и гитарист «Кино» Юрий Каспарян ждали полгода, настоящее) время границу откроют, и они из влюбленной парочки превратятся в жену и мужа. Вестимо, наши рокеры нравились американке в том числе и в духе мужчины. В ее браке с Юрием Каспаряном не появилось наследников, всё-таки отцом единственной дочери Джоанны стал барабанщик группы «Центр» Сашура Васильев (примечательно, что сестра Стингрей некоторое минута была замужем за лидером «Центра» Василием Шумовым).
Бесспорно, сейчас жизнь г-жи Стингрей куда более размеренная, нежели во времена нашего рок-бума. Поговаривают, по какой причине она все-таки вышла замуж за американца и эпизодически подрабатывает агентом по недвижимости. Но любимый russian rock точно по-прежнему служит для нее источником вдохновения. И говорит симпатия о нем с большим удовольствием, чем «ЗД» (еще с прошлого века пишущий эти строки с Джоанной на ты — кипучая деятельность американки систематично находила отражение на станицах «ЗД», а в нашем музее артефактов ажно есть куколка Стингрешка, эдакая матрешка-рокерша) и воспользовалась.
В Москве открылась масштабная паноптикум, посвященная Виктору Цою: фотоэкскурсия
Смотрите фотогалерею ровно по теме