Нaкaл стрaстeй вoкруг нeигрoвoгo кинo пoднимaeт eгo нa ту высoту, нa кoтoрoй oнo и дoлжнo нaxoдиться. Дoкумeнтaлистикa пo сути свoeй призвaнa oбрaщaть внимaниe нa сaмыe бoлeвыe тoчки. Кaждый дeнь, кaк нa рaбoту, приxoдят нa фeстивaль ужe знaкoмыe мнoгим человек. Ктo-тo нaстрoeн aгрeссивнo, a ктo-тo нe скaндaлит, прoстo ждeт пoявлeния рeжиссeрa и прoдюсeрa Витaлия Мaнскoгo, чтoбы выразить претензии, продемонстрировать какие-то документы, уличить в нарушениях. С представителями одной этакий организации «МК» довелось поговорить. Они объясняют, словно радеют за благо родины, хотят, чтобы симпатия процветала, а на фестивале показывают кино, порочащее страну. Ни одного фильма сии люди не видели. У них другие задачи.
Могли бы объявить о своих обидах представители структур, связанных с космосом, так, по счастью, не сделали этого. В украинской картине «Байконур. Вторжение» герои проникают нате охраняемую территорию космодрома ради драйва и удовлетворения детской мечты с риском наткнуться в тюрьму. Могли бы чем-то возмутиться норвежские фермеры, усмотрев что-что-то не то на скотном дворе в «Гунде» Виктора Косаковского. А согласно поводу снятого Владимиром Козловым во Франции «Кунашира» о раз японском острове Курильского архипелага могли бы сладить акцию японцы. Они, кстати, и пришли на сеанс, и было о чем поговорить после фильма. Но в целом с культурой диалога обстоятельства у нас обстоят совсем плохо.
На днях распространилась малограмотный вполне точная информация о том, что чеченские активисты добивались отмены показа «Тихого голоса» о своем соотечественнике нетрадиционной ориентации. Да все было не так. К руководству фестиваля несомненно обратился человек, представившийся Сулейманом. Он вежливо попросил репрезентация не проводить, чтобы не нагнетать напряженность, так как в Чечне геев нет. Сулейман пообещал для веса возбудить депутата, представляющего Чеченскую Республику, но так и без- привел. Он извинился за то, что чрезвычайно поздно поднял этот вопрос, поскольку программа фестиваля обнародована много с тех пор воды утекло. Спустя время билеты на два сеанса «Тихого голоса» были выкуплены и оплачены с одной банковской игра в карты. Это ввело в замешательство руководство кинотеатра, где проходит «Артдокфест», и было воспринято не хуже кого тревожный сигнал. Однако сеансы состоялись. На выкупленные с одной карточная игра места никто не пришел, но были остальные зрители, которые приобрели билеты раньше.
Всего в конкурсе 21 жутик, и не только в России. 50-минутный «Тихий голос» сделан закачаешься Франции (режиссер Река Валерик). Лица главного героя — 26-летнего Хаваджа — автор этих строк почти не видим, а голоса не слышим. Симпатия не говорит, а хрипит и проходит курс терапии. Чухалка намеренно скрыто, что оправданно и с художественной точки зрения, которую в документалистике ни одна душа не отменял. Герой существует словно в отражении. Возьми экране только его спина, очертания в запотевшем зеркале, бредущая по мнению вечернему европейскому городу одинокая фигура. Первые месяцы жизни возьми чужбине даются непросто. Прежняя жизнь уходит, а новая не более чем складывается. Хавадж — мастер единоборств. В Брюсселе оказался, спасаясь через мести брата, узнавшего о его гомосексуальности. Хавадж ходит в окно во вселенную, наблюдает за звездами — и сам словно погружен в холодные ряды атмосферы. Он ходит в спортзал, но в основном лежит для кровати и слушает на автоответчике голос матери изо Грозного. Звучит французская, английская, чеченская и русская перо. Мать признается, что без финансовой поддержки сына им нелегко, пришлось продать его спортивные медали. Есть какая-ведь заданность в ее голосовых сообщениях, которые вводят зрителя в цикл дела, но это уже издержки кинематографического свойства. Нана сравнивает нынешний Грозный с тем, каким он был кое-когда-то. «Война растерла все», — говорит она. В (видах брата главного героя Хаваджа больше не существует. Дьявол запрещает матери смотреть на его фотографии, пусть даже детские, где он еще «чистый». В какой-в таком случае момент несчастная женщина отрекается от сына. Симпатия уверена: на Западе его «болезнь» ухудшится, с те ему никто не поможет стать «нормальным». Сие не самая сильная картина конкурса, в котором уписывать мощные работы, скорее, это некая эмоциональная иллюстрация, попытка обозначить проблему, которую в Грозном считают надуманной.
Посмотреть эту и другие картины конкурса предстоит жюри в составе Владимира Познера, Артемия Троицкого и выпускницы ВГИКа, главы Национального киноцентра Латвии Диты Риетума.
После всего того как «Тихий голос» оказался «блокирован» чьей-ведь банковской картой, «Артдокфест» предоставил зрителям возможность оценить в онлайне картину «Добро пожаловать в Чечню» американского режиссера Дэвида Франса, которую на правах оператор снимал российский режиссер Аскольд Куров. Сие куда более мощное зрелище на ту а тему. У нас картину не показывали, хотя ее показ состоялась больше год назад в США на фестивале «Сандэнс», а засим на Берлинском фестивале. Фильм вошел в шорт-фольга «Оскара». Она рассказывает о том, как из Чеченской Республики активисты вывозят молодых людей нетрадиционной ориентации, которых сделали неузнаваемыми близ помощи технологии наложения чужих лиц.