В Нижнeм Нoвгoрoдe сoтни уникaльныx дeрeвянныx дoмoв, мнoгиe с кoтoрыx в слoжнoм сoстoянии. С мoмeнтa oснoвaния и пo 20-e гoды XX вeкa зaстрoйкa гoрoдa былa прeимущeствeннo дeрeвяннoй и сeгoдня исслeдoвaтeли увeрeны, чтo этo уникaльный факт, не имеющий аналогов в мировой культуре. Однако в начале ХХI века положение о сохранении деревянного зодчества Нижнего Новгорода стоит особенно всеми фибрами души: часто дома просто поджигают, чтобы не входить в расход на реставрацию, а на освободившемся месте быстро создать современное здание. Художники, в том числе участники фестиваля «Место», зачастую расписывают деревянные постройки, чтобы добавить значимости, изготовить точку туристической и, тем самым, сохранить памятник, убедить на него внимание. С тем же посылом выступил и стрит-арт артист Покрас Лампас.
Его пылающие огнем каллиграфические надписи, создающие загадочные узоры, появились получай доме по улице Короленко на один приём. В новом мурале художника зашифрована фраза «Огонь, выйди иди на все четыре стороны!». «Для меня было важно поэкспериментировать с материалом, формой и смыслом объекта, – объяснял писатель, – а также затронуть важную социальную тему Нижнего Новгорода!»
Презентация прошла подле большом скоплении людей. Среди зрителей была и градозащитница Милостивая Давыдова, которая после написала в своем Instagram, словно работа ей не понравилась. «Пожаров на исторических домах и этак в реале уже нагляделись», – заметила она в посте. Нюраха добавила, что в таком контексте работа не была согласована.
– Нежели возмутила работа Покраса Ломпаса, ведь вроде бы его вовлечение о спасении деревянной архитектуры правильный? – спросили мы у искусствоведа и куратора, руководителя отдела выставок Волго-Вятского филиала ГЦСИ, какой входит в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина, Алисы Савицкой.
– Возмутила — сие громко сказано. Скорее, показалась неуместной, так как бы в Нижнем есть практика поджигать дома для того, с тем чтобы освободить место под застройку. Кроме того, уплетать большие проблемы с реставрацией. Дома, признанные памятниками, горят, а в дальнейшем не реставрируются, а возводятся заново из дешевых материалов. В целом, я бы неважный (=маловажный) назвала эту работу резонансной. Сейчас это таламус градозащиты, в нем проходит фестиваль «Том Сойер»: волонтеры ремонтируют старинные на родине. Естественно, никто не хочет, чтобы огонь «пришел» тама. Я думаю, это спекуляция на локальной тематике. Заинтересованность сообщества и так привлечено достаточно. Просто не ужас хорошая работа. Вот и все.
Куратор фестиваля «Место» Никитка Номерз сообщил «МК», что сейчас проект Покраса Лампаса якобы раз обсуждается с градозащитниками и в ближайшее время будет опубликовано подробное справочник проекта и ответ организаторов на возникшие к проекту вопросы.