Вoзмoжным кaндидaтoм нa глaвную рoль в свoeй дeбютнoй кaртинe, к съeмкaм кoтoрoй oн приступил в 1963 гoду, рeжиссeр и писaтeль Вaсилий Шукшин считaл Влaдимирa Высoцкoгo.
Oни были к тoму врeмeни дoвoльнo близкo знaкoмы. Нe рaз встрeчaлись нa дружeскиx пoсидeлкax в знaмeнитoй квaртирe «нa Бoльшoм Кaрeтнoм».
Пo xaрaктeру свoeму, пo «oргaникe» преемственный знaмeнитый сoвeтский бaрд oчeнь пoдxoдил к типaжу глaвнoгo гeрoя фильма – алтайского шофера Пашки Колокольникова. Начиная работу по-над картиной, Василий Макарович даже пригласил Высоцкого обделать фотопробы. Однако в итоге все-таки сделал коллекция в пользу другого актера – Леонида Куравлева, внешность которого показалась Шукшину побольше подходящей к задуманному образу.
Как объясняют некоторые биографы Высоцкого, узнав, кто такой «перешел ему дорогу», Владимир Семенович не стал мастерить попыток переубедить режиссера. Ведь он понимал, почто Куравлева с Шукшиным связывает уже давняя крепкая филиа. А понятие «друг» для Высоцкого было воистину священным, оправдывающим практически любые поступки.
Действительно, Василий и Леонид подружились, пока еще будучи студентами ВГИК. Шукшин даже снял Куравлева в своей дипломной короткометражке «Из Лебяжьего сообщают».
Вона и теперь, несколько лет спустя, Василий Макарович совершенно-таки отказался от кандидатуры Высоцкого (тот, как видно бы, показался ему на фотопробах чересчур «городским» человеком в целях персонажа «водилы» из алтайской глубинки). И предпочел ему Куравлева.
Лёка к тому времени уже снялся в нескольких фильмах, да роли оказались достаточно «проходными». Совсем иной «калибр» получился, вследствие шукшинскому фильму. Именно после этой картины Леонтий Куравлев «проснулся знаменитым».
Впрочем, было у актера (хоть) немного «противопоказаний», которые могли бы поставить крест для его участии в съемках.
Первое из них – «административное». Куравлевские пробы малограмотный понравились худсовету киностудии им. Горького, на которой запускался В. Шукшин со своей новой картиной. Но молодой режиссер показал свой упорный сибирский душа и сумел все-таки переубедить «мэтров» и настоять для одобрении этой кандидатуры.
Но вторую проблему решить в кабинетном споре было сделано невозможно. Будущий экранный шофер-профессионал вообще малограмотный умел в то время водить машину!
О том, (то) есть удалось решить эту «техническую» «загвоздку», корреспонденту «МК» в свое эра удалось узнать у самого Леонида Вячеславовича.
Актер признался, почто после того, как его утвердили на главную ролька, пришлось срочно осваивать водительское мастерство.
«Первые уроки ми давали водители с киностудии им. Горького, – рассказал Куравлев. – По-под их строгим руководством я начал осваивать управление тем самым грузовиком Голубое топливо-51, на котором предстояло сниматься в эпизодах фильма. Ездили перво-наперво по территории студии, потом в городе… Чего греха таить, выбирали самые пустынные улицы. Учеба продолжилась, и когда-нибудь выехали на натуру – в район Горно-Алтайска. В результате ми все-таки удалось вполне удачно изобразить в кадре заправского шофера Пашку…
Вскорости я так вжился в образ, так привык к работе вслед баранкой, что даже вызвался – по молодости! – не спросясь исполнить опасный трюк: в сцене, когда мой рыцарь без страха и упрека выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. Однако Василий Макарович Шукшин выше- молодецкий азарт охладил: «Давай, Леня, не будем дерзать!» Так что вместо меня тот подвиг совершал актер – один из «матерых» алтайских водителей… А компетенция водительские я получил уже позднее».
Интересно, что интересах создания еще более колоритного образа воистину народного героя – «своего парня» Пашки Колокольникова, Шукшин придумал гл штрих: попросил Леонида Куравлева немного заикаться в кадре. Сие получилось у того так органично и «вкусно», что дальше члены комиссии Госкино, принимавшей фильм «Живет таковский парень», даже поблагодарили режиссера за то, фигли он «мастерски использовал природный недостаток артиста Куравлева – заикание».