Изо 11 сoвмeстныx кaртин рeжиссeрa Вaдимa Aбдрaшитoвa и сцeнaристa Aлeксaндрa Миндaдзe выбрaли шeсть, кoтoрыe пoкaзaлись oсoбeннo aктуaльными.
Прeмьeрa «Плюмбумa» сoстoялaсь в 1987 гoду. В тoм жe гoду кaртинa былa oтмeчeнa нa Вeнeциaнскoм кинoфeстивaлe зoлoтoй мeдaлью прeзидeнтa итaльянскoгo сeнaтa. И тeпeрь oнa смoтрится нeвeрoятнo свeжo и сoврeмeннo, приoбрeлa нoвыe смыслы. Снимaл кaртину выдaющийся oпeрaтoр Григoрий Рeрбeрг, мнoгo рaбoтaвший с Кoнчaлoвским, a с Тaркoвским — нa «Зeркaлe». Музыку нaписaл нe мeнee зaмeчaтeльный кoмпoзитoр Влaдимир Дaшкeвич. Пoрaзитeльнo, чтo вoспoминaния выдaющeгoся режиссера нашего времени Вадима Абдрашитова о волюм, как рождался фильм, оказались такими подробными и эмоциональными, кажется все произошло вчера.
Оказалось, что главный кирка пришел из реальной жизни. «В «Московском комсомольце» была заметка о мальчишке парение пятнадцати, который был дружинником и злоупотреблял властью, — вспоминает Вадимир Абдрашитов. — Мы ее прочли и долго говорили возьми эту тему. Александр Миндадзе начал работать надо сценарием. Когда был написан первый вариант, итак ясно, что реалистическая история про дружинника сдвинута в некую относительность. Мальчик был очень странный. Ему 15 и вдруг 40 лет. Он не чувствовал боли».
До авторами фильма стояла задача найти особого мальчика. В газетах, получи радио и телевидении разместили объявления, отслушали шесть тысяч детей. «Мальчиков и девочек было (до много! Они толпились на «Мосфильме», так фигли нам выделили отдельный вход на студию, — говорит порнограф. — Работали без выходных, ребят запускали пятерками. В среднем продолжалось до тех пор, пока не появился 15-неотапливаемый московский школьник Антон Андросов, и сразу стало убедительно, что это наш герой».
На экране Русланчик Чутко идет по улице в жалком пальтишке с меховым воротником, какие носили многие школьники в конце 70-х — начале 80-х, и сие вызывает такое к нему сострадание, какого не было прежде. Он упрямо верит в то, во что веровать нельзя, беспощаден к отцу, которого любит, но в так же время готов допрашивать на правах дружинника. Человек пятнадцать Павлик Морозов нового времени.
По словам Абдрашитова, Антонка Андросов вел себя на съемках по-мужски, выдержал всегда экспедиции, непростые походные условия. После школы возлюбленный решил пойти в артисты, хотя Абдрашитов отговаривал, убеждал в книжка, что не надо это превращать в профессию. В итоге Тоша снялся в семи картинах и сериалах, среди которых — «Беспредел», «Фанат-2», «Досье детектива Дубровского». Возлюбленный поступил в Московский химико-технологический институт им. Менделеева, хотя выдержал там только год, пошел во ВГИК сверху экономический факультет, организовал фирму съемочных услуг, снимал эротические фильмы, выходившие получи DVD. Сейчас Антону Андросову 51 год, а его герою исполнилось бы 50.
Каким бы теперича мог стать его выросший герой? «Главное в профессии режиссера, на правах выясняется, это умение прислушиваться к картине, — считает Абдрашитов. — Твоя милость или прислушиваешься к ней, или следуешь своей контуры — хотели мальчика и будем делать мальчика. Это век калечит картину и видно на экране. Это касается и Плюмбума. Ему грешно навязывать психологию Раскольникова. А реальных Плюмбумов сейчас (целый) воз, и они за все бабки требуют. У них счета идеже-то, офшоры. Наш герой мне более симпатичен. Симпатия же бессребреник, борец за идею».
Свою первую кинороль в «Плюмбуме» сыграла Еленка Яковлева — манекенщицу с непростой личной жизнью. «Мы перед главного героя искали взрослую партнершу лет 25. Однако-таки это колоссальная разница в таком возрасте. Мальчику-в таком случае 15. Он стесняется, зажат, а мы все подыскиваем и подыскиваем угоду кому) него партнершу. Одна пришла, другая. Мальчик сейчас привык к этому, расслабился, стал уверенно спрашивать: «Сколько твоя милость получаешь?», «Ты кто такая?». Актрисы изумленно интересовались: «Откуда ваша сестра взяли такого мальчика?» А он еще подыгрывал, и сие было замечательно и смешно.
Лена Дмитриева, сыгравшая школьную подругу Руслана Соню, всё ещё во время съемок сказала: «Я так счастлива, только никогда не буду актрисой. Всегда очень до бесконечности ждать». Ожидание на съемках — изнурительное дело. Финальная случай, где Соня погибает, производит и сегодня сильнейшее отзыв. Она летит вниз, и это самый страшный точка, какой только мог быть, разбивающий вдребезги и старый и малый представления Руслана. Другое дело, какие выводы возлюбленный сделает сам.
«Так никто не снимал, — говорит о съемках финала Абдрашитов. — Компьютеров но не было тогда. Никто не мог взять в толк, как это сделано. Я работал с выдающимися художниками иллюзион Александром Толкачевым и Володей Ермаковым. Они построили лачуга на боку, и вместо вертикального падения мы снимали проезды, соответствующим образом декорируя окна. В дальнейшем пресс-конференции на Венецианском кинофестивале ко ми подошел режиссер-датчанин и на плохом русском сказал: «Я знаю, т. е. ты снял. Дом опрокинул». Я его попросил никому приставки не- рассказывать об этом, и он в ответ сказал: «Налей виски». Я пошли с ним выпивать. За виски секрет некто сохранил. Но теперь уже столько времени выздороветь, можно и рассказать. В Венеции приняли фильм с большим интересом, какого я безлюдный (=малолюдный) ожидал, и все правильно поняли, почувствовали драму человека, неважный (=маловажный) созревшего ни душевно, ни сердечно, ни ментально до той власти, которая у него в руках. Симпатия обжигает».
Снимать хотели в Киеве, но там повально оказалось очень узнаваемым. Поехали в Минск, который был разрушен в годы войны и кончен бал быстро восстановлен. Прошлись по центральным улицам, и отсюда следует ясно, что это тот самый город сталинского ампира и праздник самой империи, которую искали.
Почти 20 полет Абдрашитов не снимает, и это преступно, что такого порядка возможности у него нет. «Мне казалось, что я переоценил свое досуг и силы. Был очень заинтересован в одном проекте, некоторый интриговал, но был очень дорогим. Мне казалось, сколько уж я-то деньги на него найду». Без- нашел. Были только обещания. Замысел так и остался нереализованным.