Мнoгиe вeщи пoкaзывaются впeрвыe, пoтoму чтo иx слoжнo выстaвлять и нa фoнe бoльшиx прoизвeдeний им лeгкo зaтeряться. Имeнa бoльшинствa aвтoрoв нeизвeстны, нo яснo, чтo этo свeтскиe дaмы и джeнтльмeны, на кoтoрыx зaнятия вышивкoй аль мoзaикoй стaнoвились мeдитaтивным дoсугoм. Извeстнo жe, чтo Никoлaй Гoгoль тoжe вышивaл бисeрoм, чтoбы успoкoить нeрвы, – тaк дeлaли мнoгиe в «зoлoтoй вeк».
«Крoшeчнaя выстaвкa» нaчинaeтся с сaмoгo oпрeдeлeния миниaтюры. Изнaчaльнo тaк нaзывaли зaглaвную букву в рукoписныx книгax, с кoтoрoй нaчинaлoсь пoвeствoвaниe. Ee oбычнo писали красной киноварью – minium – с латинского слова и пошло наименование.
Постепенно миниатюры начали красить цветочными орнаментами, потом фигурами святых, в итоге рисунки вышли вслед пределы буквы и переросли в иллюстрации в отдельных страницах. Выставку открывает вывеска, встроенная в стену, где представлена одна с старинных книг, правда, приставки не- рукописная, а уже печатная – похвала святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому (вторая квадрант ХIX века). Рядом с ней выставлены чернильницы, украшенные безоблачный росписью или искусной резьбой.
По капле миниатюрой стали называть никак не только буквы или книжную графику, а любые произведения искусства маленького формата. Широкое рассылка получили мини-портреты, которые комфортно было носить с собой. Изображения близких зачастую встраивались в кулоны или кольца. Сверху выставке отдельная витрина показывает такие портреты – чем) их 11.
Имена изображенных дворян и авторы портретов объединение большей части неизвестны. Хором с модой на миниатюрную левкас в лицах в Россию ХIX века пришел до сих пор один тренд – производить силуэты. Чаще всего профили вырезали изо черного картона и наклеивали возьми белую бумагу. Но были и паче искусные техники создания силуэтов – так, эгломизе.
Термин происходит через имени парижского мастера Жана Батиста Гломи, работавшего изумительный второй половине XVIII века. Возлюбленный наклеивал на оборот стекла фольгу с сусального золота или серебра, согласно которой тонкой иглой гравировал иллюстрация, после чего покрывал его лаком. В экспозиции унич и камеи – профили, сделанные уж не с помощью сусального золота, а что бы из тончайшего драгоценного камня. Держи самом деле они нарисованы акварелью. В XVIII-ХIX веках искусные обманки были в моде.
Миниатюры в разность от больших парадных портретов имели окончательно практические функции. Моряки брали изображения близких, уходя в долгое саженки. Портретами обменивались влюбленные. Рядом сватовстве потенциальным новобрачным сперва показывали портрет будущего жинка. Императоры вручали отличившимся дворянам портреты со своим изображением вслед заслуги – это было почетно.
В экспозиции подчищать несколько таких изображений, вырезанных изо белой кости. Здесь невыгодный только портреты, но и пейзажи художников – в качестве кого неизвестных, так и знаменитых. Примерно сказать, Айвазовского и Поленова. Они писали небольшие картины в качестве натурного эскиза, глядючи на который позже не возбраняется было создать большое лента уже в мастерской. Маленькие вещицы делались и во (избежание детей: в экспозиции есть с булавочную иголку фарфоровый набор, рядом с которым представлена статуэтка.
Широкое популяризация миниатюра получила в декоративном искусстве. Предметы создавались с невероятным мастерством. Сие и спичечные коробки, украшенные тончайшей гравировкой, и роскошные игольницы, вырезанные с белой кости, и дорожные несессеры с целью украшений и косметики, инкрустированные драгоценными металлами.
Большое генерализац в конце XVIII века получили микромозаики, выполненные с камушков смальты. Они стали популярны впоследствии того, как Павел I с супругой совершили большое путь- по Европе и привезли с того места несколько таких изделий с Италии. Но микромозаики были безмерно дорогим удовольствием. Поэтому получил растекание более доступный вариант – крест бисером.
– Вышивка бисером – Водан из немногих видов декоративного искусства, которым разрешалось брать уроки барышням, – рассказывает замдиректора Музея Тропинина, попечитель выставки Анна Попова. – Вдобавок бисер был настолько микроскопическим, почему иногда использовали волос, пусть его нанизывать, вместо иглы. Подходящую иглу не под силу было сделать.
Вышивки делали объединение схемам и считались очень ценными, переходили с рук в руки. На одну такую миниатюру могло ушагать полгода. Считалось, что сие занятие укрепляет нервы, почему вышивками занимались не не менее дамы, но мужчины. Николайка Гоголь, например, тоже вышивал.
Чтобы наделать такую работу, необходимо в избытке времени и терпения, а еще хорошее чувство. Представленную на выставке тончайшую вышивку гладью инда рассматривать сложно, настолько малы стежки, отнюдь не говоря о том, чтобы являть такие «штрихи» с ниток.
Несколько самых маленьких экспонатов встроены в стену: их разрешено рассматривать через небольшие дырочки в стене, которые позволяют стянуть внимание на деталях минус лупы. Среди них жрать редкий экспонат – двустенный шлюмка, выполненный крепостным мастером Александром Вершининым. Подобных стаканов сохранилось безграмотный более 20 штук. Посерединке стенками размещен пейзаж с картона и натурального мха. Секретец уникальной технологи умелец унес в могилу. Маленький человек по сей день приставки не- может повторить его мастерства.