Aвтoрoм либрeттo пo aнтиутoпии Пeлeвинa «Любoвь к трeм цукeрбринaм» знaчится нeктo М.Д. Aнoнимный либрeттист рeшил рaзвить интригу, oкружaющую писaтeля. Зaтo извeстны aвтoр спeктaкля Гeoргий Исaaкян, признaнный наставник oпeрнoй рeжиссуры, a тaкжe кoмпoзитoр — Кoнстaнтин Кoмoльцeв, чeлoвeк мoлoдoй и впoлнe рeaльный. Впрoчeм, рeaльнoгo, a быстро тeм бoлee бытoвoгo и жизненного в спектакле, поставленном нате Малой сцене театра, совсем немного.
Зрителей предупреждают: деяние будет сопровождаться AR — дополненной реальностью. Каждому при входе в ападана выдается планшет с единственной программой под названием pelevin. Получай протяжении действа на заднике, состоящем из разнокалиберных мониторов, перестаньте появляться инструкция: включить дополненную реальность. И тогда чему нечего удивляться поднять планшет и навести камеру на экраны. Первая а AR — эта сами «цукербрины»… Нет, не портреты миллиардеров Качество Цукерберга и Сергея Брина, как можно было бы предвкушать, а три светящихся кристаллических шара сиреневого цвета. У Пелевина в названии убедительно читается аллюзия с фьябой Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», в чем дело?, конечно, подхватывают и режиссер спектакля, и автор партитуры. В этом месте есть хор, комментирующий действие, есть маски — и ни крошки нет быта.
Музыкальный спектакль, названный AR-оперой, позволено причислить к лику оперы лишь очень условно и виртуально. Сие мультимедийное действо, в котором присутствуют разнообразные звуки: обитаемый камерный оркестр, исполняющий нечто атональное, вполне соответствующее обывательским представлениям об «авангардной» музыке, исполнение на загадочном инструменте с одной натянутой струной и лебедкой, электронные звуки, ритмические биты с хип-хопа, рекламные джинглы. Не менее разнообразны визуальные эффекты: мелькающие видеопроекции, AR-персонажи, возникающие возьми экране планшета, стелющийся дым, игры света и затемнений. В целом зрительный пазл, сложенный художником Денисом Сазоновым, смотрится выразительно и зловеще.
Артисты выглядят не по-доброму. Костюмы хора — черные монашеские плащи с капюшонами и вуалями для лицах — пугают не по-детски. Ну а подчас являются Птицы с характерными итальянскими длинноносыми масками — ох, дрожи, очевидец! Киклоп (Олег Банковский), эффектно сидящий в воздухе и вещающий устрашающую невнятицу в виде: «Стою я последним на страже Вселенной, и я — отражение…», равным образом разумное, доброе, вечное поначалу сеять не намерен. Как бы то ни было, в финале его парадигма поменяется в лучшую сторону.
Хозяйство немного разряжается, когда мы попадаем в, казалось бы, узнаваемую мизансцену радиостудии. Три феминистки (Мила Верескова, Алена Романова, Александра Антошина), участвующие в течение-шоу, форсируя голоса, что-то бормочут для боль, травмы, пассивное меньшинство, участие в митингах и прочую феминистскую повестку, а кардинальный герой — сисадмин Кеша (Михаил Гущенко) — размышляет о любви и страдании: бери рабочем столе компа у него есть две папки с такими именами.
Пастиччо не идентична антиутопии Пелевина: социально-политический точка зрения сведен в ней к минимуму. Тема спектакля Исаакяна — выборка человека. Понимание своей цели в жизни. Своего предназначения. Красиво банально? Но потому и банально, что вечно и и для любой эпохи. Вопрос, стоявший перед героем романа Достоевского «Белые ночи», принципы не имевшим о VR и AR, — трусливо предпочесть иллюзию, отказавшись через настоящей жизни, или взять на себя ручательство и повернуться к реальности лицом, — актуален всегда. И когда Иннокентий на мгновение оказывается в своей настоящей жизни — в обшарпанной конуре с грязными носками, трупом террориста Бату (Шура Хананин) вместо жены, — он в панике стремится получи и распишись свою «личную страницу», где его ждет вожделенная Слух в виде синеволосой японской малолетки (Мария Юрковская). Да счастья нет не только на Земле. Его да и только и виртуале, где вездесущий Бату таки производит родной взрыв. Однако не все так плохо. Циклоп не дремлет и дает всем под конец лаконичного действа (1 миг 20 минут без антракта) ценное наставление: «Не оказываться солдатом, не погибать так просто — достаточно мало-: неграмотный отдавать игре иллюзий душу…»