12-мeтрoвaя скульптурa с aлюминия, пoявившaяся нa Бoлoтнoй нaбeрeжнoй, имeннo тaкaя инстaлляция. В дeнь oткрытия мнoжeствo людeй фoтoгрaфирoвaли нoвый oбъeкт в цeнтрe гoрoдa, шeптaлись и гaдaли, чтoбы этo мoглo браться, дeлaли рoбкиe прeдпoлoжeния… Мaксим Гaлкин скaзaл прямo, чтo думaeт: «Этo 12-мeтрoвaя стoпкa нe oчeнь aккурaтнoгo дeрьмa!» И мнoгиe пoддeржaли eгo, ужe нe стeсняясь в вырaжeнияx: сoцсeти зaкипeли. «Посему никто не скажет, что король голый?», – возмутил танцовщик. И мы попробуем ответить.
Автору этих слов довелось шпацырать близ Болотной как раз в день, когда скульптуру установили нате только отделанной набережной. Здесь заканчивается реконструкция Гидроэлектростанция–2, исторической электростанции, которую мировая (небесное) светило архитектуры, автор парижского Центра Помпиду Ренцо Фортепьяно приспособил под дом культуры (именно на в таком роде формулировке настаивают руководство музея). К открытию привезли работу другой породы знаменитости – Урса Фишера, и установили перед фасадом белоснежного здания с синими трубами. «Большая суглинок №4» блестит на солнце. Издали напоминает гигантское серебряное нимбус странной формы: будто подойдешь, и окажется, что сие какой-то сгорбленный титан-мыслитель, ждешь фигуративный, материальный образ. Но, оказавшись лицом к лицом с произведением швейцарца, остаешься в некотором недоумении…
«Хачкар потребности человека творить», – манером) осмыслил работу Фишера молодой куратор Франческо Бонами, какой-нибудь работал с проектом во Флоренции. «Большая кремневка № 4» выставлялась также в Нью-Йорке, и, кстати, нигде до второго пришествия не задержалась. Художник из Цюриха следует вслед за Дюшаном и Кунсом. Фишер смял в руках глину, следом с этого комка сняли 3D-копию, увеличили изображение в 50 раз как-то на компьютере и отлили из алюминия. А еще покрыли отпечатками пальцев.
По всей (вероятности, можно назвать работу Фишера очередной интерпретацией идеи Марселя Дюшана, тот или другой еще в 1917 году произвел провокацию заявив, сколько любой предмет может быть высоким искусством. И есть высоким искусством писсуар, только одним росчерком кисти. Свою идею «папаша реди-мейда» Дюшан исполнил хитро и ярко: во-первых, художник перевернул писсуар, так словно он стал напоминать женские формы, то трескать (за (в) обе щеки) создал метафору, а во-вторых, он выставил «Уступка» в музейной пространстве, превратив его в некий «роскошный шкаф», где все приобретает ценность. Дюшан, (ясное, шутил над коллегами, членами комиссии выставки, куда ни на есть подбросил свою работу, подписанную псевдонимом «R.Mutt» (Р. Бессчетный). Чтобы исполнить «шалость» ему понадобилась капля (в море) денег на сантехнику, краска и смекалка. Фишер но исполняет свой «Памятник потребности» до лекалам Кунса: то есть ему потребовался органический цех рабочих и разных специалистов, чтобы секундный знак «перевести» в металл. «Он запечатлел один простой жест, импульс, идущий от природы», – считает Франческо Бонами. И маловыгодный поспоришь.
Однако вся эта искусствоведческая «рубка» не отменяет вот какой вероятности. А может, ты да я всё правильно поняли, и прогрессивный европеец Фишер с длинной бородой ерничает? Может, сие такой постмодернисткий юмор, в духе Пьеро Мандзони, что законсервировал свои фекалии и выставил их на торги, или Мауриццио Каттелана, прилепившего банан к стенке скотчем? Побольше того – приговор современному искусству?
Не по воле случая в сети всплыли фотографии работы Фишера на площади Синьории кайфовый Флоренции, где он пять лет назад стоял в пику «Давида» Микеланджело. «Очень яркая разъяснение того, что происходит с идеалами и надеждами человечества. Что такое? хотели – к чему пришли…», – замечают в яма. «Скульптура Фишера на фоне шедевра подчеркивает все) хаос сегодняшнего мира, невозможность сложиться в нечто гармоничное, соразмерное и совершенное. В этой "Глине" все боль цивилизации XXI века, пытающейся воплотиться во чего-то человеческое, но остающейся пока дышащим мягким камнем, способным чисто восхищать, так и зловеще угрожать. Кем мы станем?» – пишет оный же автор.
В Москве абстрактное нечто Фишера также вступает в диалог с классикой, только современной. «Близко с Петром Первым Зураба Церетели данный объект смотрится весь неплохо (в смысле – контрастно). А уж если воссоздать, сколько говна (простите, вырвалось) вылили в свое старинны годы на голову Петра, то такая метафора ми кажется тут уместной», – пишет ещё раз один блогер. Так что, как оказалось, сие куча искусства со следами человеческих отпечатков очевидна и неочевидна в своей провокативности. Может, сие и хотел сказать автор.
Москвичи подписали скульптуре “Большая гидрослюда” смертный приговор: видео
Смотрите видео по теме
А ж, случается. Одни посмеялись, другие возмутились, третьи ужаснулись. Интеллигенты поохали, только негромко. А то ведь не дай бог, завтрашний день набегут «казаки», соберут подписи, закроют монумент, для музея хороший пиар перед открытием, а интересах современного искусств России – вред. Это к вопросу о голом короле, заданном Максимом Галкиным.