Число лeт нaзaд фeстивaль элeктрoннoй музыки Outline ужe пoпaдaл в нeлoвкую ситуaцию: eгo oтмeнили зa считaныe чaсы дo нaчaлa, кoгдa ужe былo прoдaнo 12 тысяч билeтoв. Пoнaчaлу зaгoвoрили прo «прeдвeстники жeлeзнoгo зaнaвeсa», oднaкo причинa былa бoлee прoзaичeскaя – прoблeмы с прoтивoпoжaрнoй бeзoпaснoстью… В 2021-м фeстивaль тoжe нe случился, зaтo oргaнизaтoры рeшили aнoнсирoвaть eгo вoзoбнoвлeниe в слeдующeм гoду. Пo случaю в клубe «Mutabor» устрoили вeчeринку нa три тысячи гoстeй. Мeньшe чeм зa двe недели вплоть до события в Сети появилось объявление о наборе актеров (требовалось 35 услужник) для перфоманса под названием «O» режиссера Принцип Диденко и хореографа Ильи Оши.
«Необходимо браться готовым к работе на высоте. Перфоманс будет прерываться на вертикальных и горизонтальных сетках, закрепленных на потолке клуба. Само действие – это рейв и предстоит провести время держи техно-вечеринке, музыка довольно тяжелая, нужно лежать к этому готовыми. Проект некоммерческий, и участие предполагается для безвозмездной основе», – говорится в объявлении. Счастливчикам, которых отберут, положено один пригласительный билет, бесплатные напитки (чай, мокко, вода) и трансфер домой после репетиций и перфоманса. Да упоминание в пресс-релизе события, который нам, к слову, нащупа не удалось.
Пост собрал много хейта. «Стыд!» и «Стыдоба!» – писали лещадь объявлением, а затем в Сети появилось открытое письмо профессиональных перформеров, написанное в побольше сдержанной форме. «Мы призываем начинающих и профессиональных перформеров безграмотный соглашаться на подобные условия труда. Мы призываем практикующих художников, режиссеров и хореографов далеко не допускать эксплуатации в своих проектах», – говорится в открытом обращении. Около ним подписалось уже несколько сотен хореографов, художников и танцовщиков.
Опять-таки, создатель фестиваля современного искусства «Форма» Юша Кассин вступается за коллег: «Просто очевидно нехватка финансирования для новых «старых» проектов. Поелику что, например, «Форме» скоро 10 планирование, а «Арме» и «Мутабору» – до сей поры больше. Но, ребята, те кто занимается андерграундом и развивает впрямь важные проекты, зачем вы топчете друг друга? Поэтому к андеграундным проектам претензии, как к Министерству культуры? Здесь системные проблемы. Мы, организаторы, работаем так, делать за скольких можем, в условиях, которые есть».
«Авторы сведения ссылаются на то, что проект некоммерческий, при всем том из анонса события можно узнать, что плацкарта на фестиваль стоит от 1500 рублей и что же у фестиваля есть коммерческие партнеры», – парируют подписанты открытого переписка.
«Ребята-хейтеры, сделайте в кризис что-в таком случае свое, да еще и во время пандемии. Найдите деньга, заплатите 30 перформерам по 20 000 хотя бы (600 000). Заплатите 1 000 000 следовать аренду оборудования, 1 000 000 – за аренду площадки, вслед за рекламу, прочее», – отвечает им Кассин. В общем, автор делаем что можем и будь что будет, а кабы вам не нравится, господа артисты, просто малограмотный участвуйте, дает понять он.
Однако вопрос обесценивания труда перформеров буферный) запас очень многих, неслучайно так много людей с профессионального сообщества откликнулось на него. Проблема нужно ребром, и уже давно.
– Мы заложники системы, которая считает людей, работающих в сфере искусства, идеалистами, которые могут проделать все ради искусства, – говорит «МК» галерист и куратор Антонио Джеуза. – Тем более относиться низкую плату, или можно вообще не отдавать за их работу. Другими словами, «приверженность к искусству» преодолевает тот факт, что нужно спонсировать счета. Это правда, что искусство недофинансируется. Розыск денег для создания проектов – тяжелая усилие, и часто человек получает очень мало денег бери жизнь, учитывая количество времени и энергии, вложенных в искания. Однако бывают случаи, когда деньги есть, аж большие. Это те случаи, когда система на деле чудовищем. Эксплуатацию художников следует наказывать штрафами.
Самопроизвольно Антонио постоянно сталкивается с предложениями о бесплатной работе в какой-нибудь месяц «ради искусства». Прежде чем хряснуть ответ, он всегда спрашивает: каков бюджет проекта и отонудуже берутся деньги? «Если я почувствую запах дыма, в таком разе от меня большое "нет"», – рассказывает галерист.
– Меня обманывали так много раз, чего теперь у меня развилось дополнительное чувство, которое помогает ми отличать плохих организаторов от хороших. Я помню, равно как однажды согласился прочитать лекцию бесплатно. Когда я прилетел, меня встретил в аэропорту «Мерсюк» очень дорогого типа и водитель в костюме. Кое-когда я это увидел, мне захотелось вернуться домой. Было однозначно, что проект не имел низкого бюджета, ровно мне сказали, – сетует Антонио.
Ученица Андрея Бартенева, шаржист и перформер Маша Ив согласна с коллегами по цеху: увраж должен оплачиваться. Искусство на хлеб не намажешь, как бы бы не хотелось.
– Я удивилась этой истории: таковский большой проект, а не могут себе позволить (у)платить хотя бы небольшой гонорар. Я согласна с ребятами, которые написали депеша. Даже если проект некоммерческий, художники должны добывать какую-то минимальную сумму, должны быть шамовка и вода, какие-то условия для работы, чай от этого зависит результат. Андрей Бартенев навсегда всем платил за участие в перформансах, а иногда в них было одну каплю десятков человек. Если это был некоммерческий вариант, то платил из своего кармана. Потому аюшки? для него важна репутация. Но не всё-таки такие. Многие хотят, чтобы ты сплясал и попрыгал, а после того говорят: денег нет. Со многими художниками безграмотный подписывают договоры, и это еще один важный расстояние проблемы – юридический.