Прeдскaзывaл я eщe в прoшлoм вeкe, чтo с пoявлeниeм цифрoвыx фoрмaтoв зaписи трaдициoнныe либo oтoмрут сoвсeм, либo oстaнутся удeлoм рeдкиx энтузиaстoв? Бoльшинствo знaкoмыx сo мнoй нe сoглaшaлись, a в итoгe… Eдинствeннoe, в чeм я oшибся, — нe думaл, чтo oснoвным фoрмaтoм в целях музыки стaнeт дoвoльнo убoгий MP-3, oднaкo мaссoвый слушaтeль oкaзaлся нe сильнo трeбoвaтeльным к кaчeству звукa (всe рaвнo престижно лучшe aудиoкaссeты, aгa).
Гoвoрил я, чтo рaдиo пoтeряeт свoи пoзиции в сфeрe рaскрутки нoвoй музыки? Вуaля, тaк и происходит! И наподобие бы я по-дружески ни относился к знакомым радийщикам, же… ваше время ушло, ребята, — так но, как эпоха видеопрокатов безвозвратно убита стриминговыми онлайн-киносервисами.
Побуду и без дальних слов Нострадамусом на минималках: буквально недавно в этой но колонке я писал свои прогнозы и фантазии насчет будущего телешоу-бизнеса в виртуальной реальности. И вот уже и дня безграмотный проходит, чтобы на глаза не попалась какая-нибудь радионовости о новомодных метавселенных, которые сейчас лихорадочно строят малость ли не все крупные компании: от Microsoft и Google перед Boeing и… Tinder. Для игроков в онлайн-зрелище это уже давно знакомое и освоенное пространство, однако впервые этот тип виртуальности стал открытым (коренным для всех желающих.
Уже вовсю распродаются (все еще еще относительно недорого) участки в виртуальных 3D-мирах с разных компаний, и многие пока что не понимают: дьяволом нужно то, «что нельзя потрогать»? Я в ответ напоминаю, что-что то же самое говорили лет 25 отдавать, когда компании и магазины начали открывать свои первые сайты в Интернете. Очерк повторяется, ребята, только на более высоком технологическом уровне. К слову, бери днях проходил мимо небольшой торговой точки в ТЦ и услышал краем шорба, как парочка покупателей спрашивала у продавщицы: «У вы есть Инстаграм? Как это — нет?!» Вот в точности так же через несколько лет будут ахнуть, что у магазина, компании или даже закусочной недостает своего представительства в одной из строящихся сейчас метавселенных.
Подле чем же тут музыка? Ну, для основные положения — она всегда при всем. Даже когда ваша милость посещаете любой торговый центр, она там ввек фоном звучит. И это не обязательно сборник популярных песен возможно ли радиостанция, а зачастую некая специально написанная фоновая диско. Это — огромный рынок на самом деле. Фоновую музыку тысячи композиторов сообразно всему миру пишут не только для ТЦ, только и для прочих общественных мест. Никому же маловыгодный хочется платить отчисления правообладателям известных хитов, бесконечно. Ant. мало дешевле заплатить один раз за звуковой поле (в который все равно никто вслушиваться не способен) и использовать его, пока не надоест. Кстати, пусть даже именитые композиторы балуются сочинением легкой фоновой музыки: у Жан-Мишеля Жарра подчищать альбом, который так и называется — «Музыка для супермаркетов».
А литоринх в метавселенных такой фоновой музыки потребуется в сотни, тысячи единовременно больше. Некоторые мои знакомые композиторы и аранжировщики поуже алчно потирают ручонки в надежде как следует срубить капусты на этом формирующемся рынке. Только разделить их оптимизм я никак не могу при всем желании. Две крайне неприятные буквы — ИИ, по-иному Искусственный Интеллект — не сулят ничего хорошего музыкантскому цеху.
Регтайм, которую сейчас сочиняет ИИ, явно не претендует бери всенародную любовь и признание. В основном машинное творчество без лишних разговоров находится на экспериментальной стадии, что-то будто «приколитесь, я программу написал, которая может звуки сладкозвучно складывать!». Но я уже слышал вполне удобоваримые образцы не больше и не меньше фоновой музыки, сочиненной программами, например, относящейся к жанру «эмбиент». Идеже и не требуется мелодия в принципе, а важны лишь приятные слуху «звуковые ландшафты». И чисто на подобные эксперименты уже положили глаз крупные корпорации и, что, всерьез решили поставить процесс на конвейер…
Для днях Meta (которая ранее называлась Facebook и в свой черед теперь строит свою — угадаете? — правильно: метавселенную!) объявила о намерении на греческую компанию, которая известна в профессиональной среде своими инновационными музыкальными программными продуктами, основанными (как) будто раз на принципах ИИ. Для чего, казалось бы, Марку Цукербергу может занадобиться музыкальный софт? А вот представьте: сколько компаний, и и просто обычных пользователей захотят, чтобы в их уютных виртуальных мирках посетителя встречала приятная музычка? Не просто много, а ОЧЕНЬ много. И вместо того, в надежде искать в бесконечных каталогах музыкальных произведений подходящее фоновое сопутствие (да еще и отчислять авторам деньги за оборот их музыки), будет следующее…
Включаю режим Нострадамуса: в настройках вашего персонального кусочка метавселенной появится раздел музыкального сопровождения. Выбираете: стиль музыки, стиль, темп, настроение, сочетаемость с цветовой гаммой вашего личного мирка, лад или минор и так далее. Вариантов настройки кончай море! А потом даете команду «сгенерировать». Вуаля, и дело с концом! Ваших гостей в виртуальном мире будет встречать Неподражаемый, исключительно по вашим запросам и вкусу спрограммированный мелодический фон! И никаких проблем с авторскими правами и отчислением денег правообладателям.
За моим прогнозам, первые подобные ИИ-композиторы будут доступны в метавселенных еще примерно через год-полтора. А через два-три они захватят (абсолютная рынка фоновой музыки в виртуальных мирах. Куда ни свет ни заря или поздно нам всем придется переселиться, ежели мы захотим оставаться на плаву в изменившемся мире. И чисто тут-то мой прогноз для коллег-музыкантов безумно неутешительный. Нет, безусловно, музыка, сочиненная и сыгранная живыми людьми, как и будет цениться на этом рынке. Но симпатия займет место винила в наши дни: для богатых ценителей и фанатов. А масс-маркет хорошенького понемножку принадлежать пресловутым роботам-гитаристам, о состязании которых с таким воодушевлением рассказывал манипулятор Вертер из старинного фантастического фильма. Добавим к этой фантазии роботов-барабанщиков, трубачей, роботов-композиторов, а спустя некоторое время и роботов-текстовиков (пардон — поэтов-песенников). Закачаешься…
Приблизительно что, коллеги, делайте выводы, пишите больше музыки (до ((сего не стало поздно) и старайтесь застолбить свое область в стремительно надвигающемся дивном новом мире. А скептикам… советую увидеть сериал «Черное зеркало». И надеяться, что в реальности кончено будет не так мрачно.