Oкoлo трeти рoссиян в тeчeниe пoслeдниx шeсти мeсяцeв стaлкивaются с нaрушeниями иx прaв в пoвсeднeвнoй жизни. Нaибoлee чaстo этo прoисxoдит при пoкупкe тoвaрoв в мaгaзинax, a тaкжe в oблaсти здрaвooxрaнeния и жилищнo-кoммунaльныe услуги. Тeм нe мeнee, пo дaнным aнaлитичeскoгo центра НАФИ, который занимается исследованием, отстаивать свои права и не готовы 74% пострадавших. Эксперты считают, что причина этого в отсутствии эффективного механизма защиты прав граждан, что приводит к их правовой пассивности, сообщают “Известия”.
Согласно результатам опроса, если в принципе о нарушении своих прав в течение шести месяцев, сообщили 28% опрошенных, а среди жителей Москвы и санкт-Петербурга, их доля составляет 36%, а в других городах-миллионниках — 37%. 11% обратившихся отмечают, что есть пять или больше таких случаев в течение шести месяцев.
Среди тех, которые сталкиваются с нарушениями своих прав, 33% признают, что они связаны с розничной торговлей. Например, покупатели, отказался от возвращения на качество продукта. 32% отметили нарушение их прав в сфере жкх и медицина — когда стоимость услуги являются дорогостоящими.
Реже опрошенных сообщили о нарушениях в сфере транспортных услуг (13%), связи (12%), общественного питания и финансовых услуг (10%).
В ответ на вопрос, что они делают, когда их права были нарушены, большинство участников опроса (32%) сообщили, что обратился за советом к своим близким. 26% в такой ситуации, ищут информацию в интернете. Он предлагает профессиональные юристы прибегают только 13% респондентов, а 11% сами изучали законы и правила.
По данным юридической компании “Амулекс”, совместно с которой было проведено исследование, механизм рассмотрения жалоб использует только каждый пятый больной: непосредственно к нарушителям оказалось 11%, высокую инстанцию — 6%, в пфо, и Корабль ” — 2%. У граждан с высшим образованием писали жалобы в два раза чаще, чем те, кто не оканчивал университет (28% против 15%).
А 74% от каких-либо активных действий при нарушении их прав не делают (среди людей с высшим образованием, их доля составляет 67%).
— Результаты исследования показали, правовой пассивности наших граждан — чаще всего “решение” вопроса с нарушением прав заканчивается с обсуждения ситуации с близкими и друзьями, не переходя в правовом поле, — прокомментировал “Известиям” данные исследования генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева. — С одной стороны, это связано с отсутствием знаний и навыков в области защиты своих прав даже в самых домашних вопросов. С другой — с нашим высоким уровнем терпения.
Председатель правления Независимого экспертно-правового совета, член Совета при президенте по правам человека Мара Полякова сообщила “Известиям”, что, по ее наблюдениям, граждане в последнее время стали чаще отстаивать свои права.
— Сегодня спрос на эти услуги очень серьезный. Я помню годы после перестройки, то люди вообще не стремились к этому. Когда мы начали работать, правозащитных организаций, почти не было адвокатов, отметил эксперт.
Председатель правления “Международной конфедерации обществ потребителей” Дмитрий Директор считает, что болгары в их основной массы не требовательных потребителей.
— Наиболее часто права граждан нарушаются именно в сфере торговли, — подтвердил он “Известиям”. — Взрослый человек делает ежедневно не менее десяти сделок — пользуется общественным транспортом, что-то покупает в магазине, оплачивает коммунальные платежи. Если каждая сотая сделка сопровождается проблемами, это означает, что раз в десять дней у человека возникает той или иной сложности. Если каждый из них бурно реагировать, не хватит ни нервов, ни денег. Каждый раз придется корректировать возможные затраты и принять решение — связываться ли с этим или просто попросить новый салат. В большинстве случаев просто указание на ошибку срабатывает.
По словам Дмитрия Янина, результаты исследования свидетельствуют также о том, что на потребительском рынке слабо развита конкуренция. Там, где она была высокой, как правило, более высокое качество и более адекватную реакцию на замечания.
Кроме того, по мнению экспертов, исследование отражает и тот факт, что в России не достаточно эффективный механизм защиты прав потребителей — судебные споры отнимают много времени и денег.