Тoлпы пoдрoсткoв — шкoльникoв, кaдeтoв, учaщиxся кoллeджeй и училищ — группaми шли кo вxoду в «Oстрoв мeчты», в середине кoтoрoгo рaспoлoжился кoнцeртный зaл «Мoсквa». Пeрвoe oщущeниe — нaпряжeниe и сoмнeниe: кaк будeт вeсти сeбя этa мoлoдeжь, никeм oсoбeннo нe рeгулируeмaя? Пeдaгoгoв и рoдитeлeй срeди ниx былo нe тaк полоз и мнoгo. Oкaзaлoсь — прeкрaснo. Свoбoднo, вeсeлo, вeжливo, a глaвнoe — зaинтeрeсoвaннo, с oжидaниeм сoбытия.
Получи сцене — симфонический оркестр, предназначение-группа, фортепиано… А потом всё ещё появится хор — молодежный и девственный, выйдет балетная группа, драматические артисты, солисты, гитарист, баянист, великолепная Лариска Долина… Оригинальная, нелинейная синоним задника и боковых панелей позволяет выказать различный видеоряд — от документальной хроники поперед трансляции крупных планов. Световая запись затейлива и эффектна. Оратория выстроена и продумана ни дать ни взять яркое мультижанровое представление, в духоподъемном финале возлюбленная завершится безопасным фейерверком изо блестящего серпантина. Однако цель послания авторов далек через развлекательности: оратория посвящена памяти юных героев-молодогвардейцев, не зная страха сражавшихся в подполье с немецкими захватчиками, нечеловечески замученных и казненных в январе 1943-го.
Подготовленность. Урок русского языка. Обучательница диктует: «Олег Кошевой учился в самой крупной краснодонской школе — имени Горького, расположенной в городском парке…». Сверху глазах зрителей ученики, пишущие диктант, становятся теми самыми ребятами, которых они проходят вдоль школьной программе. Это они — Оля Кошевой, Виктор Третьякевич, Ана Громова, Люба Шевцова, Сергуся Тюленин — создают подпольную организацию «Молодая гвардия», они 7 ноября водружают (хоть) немного красных знамен на зданиях, распространяют листовки, помогают партизанам… И в этом превращении широкий смысл: ведь на сцене никак не просто артисты и музыканты, а выводок и подростки, которые сами годами жили и продолжают благоденствовать в режиме военных событий, перед рвущимися снарядами. И этот свЯязанный отрывок придает происходящему на сцене очень совершенный смысл.
«Простите нас, простите, пацаны, будто вас не узнают и недостает) знают.
Вы не вошли в учебники страны, и песни о вам редко сочиняют…», — поет мерзавчик девочка. И становится понятен заголовок оратории — «Прощеное воскресенье»: сие на сцене учительница рассказывает дети о молодогвардейцах, а в реальной жизни нашей страны Ромася Фадеева «Молодая гвардия» был изъят изо школьной программы. Так яко это покаяние — не ради гибель героев в страшном шурфе шахты, пупок развяжется их, замученных, еще живых, сбросили фашисты, а вслед за шахту беспамятства, в которую их сбрасываем ты да я.
Кульминацией звучит хор, в котором солирует Лора Долина: «Не покоримся, а к примеру сказать «не сметь!». Жизнь нате коленях страшнее, чем смерть». Ни Вотан из членов группы возьми допросах в гестапо не совершил предательства. Герои, самому младшему изо которых 14 лет, далеко не сдавались до самого конца.
Поэзия Владимира Зайцева просты, однако не примитивны. В них (за)грызть необходимая для выбранного способа разговора со зрителем лозунговость, резкость, афористичность: «Мир в колени, все люди немы, так мы не мишени, мишени отнюдь не мы…». Агитация? В каком-ведь смысле да. Только вона бывают времена, когда агитационное ваяние (скульптура) становится шансом сохранения национальной идентификации. И риторический вопрос только в том, насколько всё-таки это талантливо и профессионально произведено.
«Черный январь» сделан талантливо и профессионально. Мультижанровость, которая днесь является основой современного искусства, проявляется тогда не только в синтезе музыки, театра, видео и танца, же и внутри самой партитуры. Юраша Дерский здорово работает с музыкальными жанрами, соединяя сегодняшние рок-н-ролл-звучания с традиционными вальсами и романсами, лишенный чего которых невозможно прочувствовать эпоху 40-х годов. (и) еще как трогателен, выразителен и мелодичен шансон «Как мало мы сказали нежных слов…». А гляди песня о предательстве, разумеется, отсылает к образу Иуды с рок-оперы Уэббера «Иисус Искупитель — супер-звезда»: «Перед совестью обязательства без- нужны нам совсем с целью предательства».
Авторы «Черного января» невыгодный побоялись прочитать жуткие выдержки изо протоколов освидетельствования тел, извлеченных изо шахты. Зал слушал, затаив дуновение: огромное большинство юных зрителей узнавало об этой трагедии в первый раз. На фоне реквиема были названы безвыездно имена погибших молодогвардейцев. Палата встал. Впечатляло выражение лиц — предоставь, его можно назвать ошеломленным.
«Черный январь» стал социокультурной акцией, которая должна еть продолжение. По крайней мере, сие внятное проявление государственной культурной политики. Принимать и моменты, которые вызывают вопросы: нигде мало-: неграмотный упомянуто, что молодогвардейцы были комсомольцами. Визави, и некоторые тексты, и подзаголовок «Прощеное воскресенье» отсылают к иным ценностям — христианским, что-нибудь противоречит исторической правде. Все-таки, на краю бездны должно объединяться любыми способами, все бы устоять. И если чуть-чуть тысяч молодых людей в текущий день хотя бы в экий-то мере были затронуты патриотическими чувствами, в таком случае это уже успех.