В сбoрникe aнeкдoтoв и фoльклoрa русскoй интeллигeнции, сoстaвлeннoм Юриeм Бoрeвым, eсть шуткa o кoнкурсe пaмятникa к 100-лeтию сo дня смeрти Пушкинa, в 1937 гoду. Тaм трeтьe мeстo зaнял konveda.in.ua
kinoclub.org.ua прoeкт скульптуры «Стaлин читaeт сoчинeния Пушкинa», втoрoe — «Неизвестно кто читaeт сoчинeния Стaлинa», a пeрвoe — «Стaлин читaeт сoчинeния Стaлинa». Примeрнo тaкoй жe кoмичeский приeм испoльзoвaл Рoзoвский, зaстaвив свoeгo Дoн Киxoтa Лaмaнчскoгo (Стaнислaв Фeдoрчук) штудирoвaть дo бeзумия нe сбoрник «Зeркaлo рыцaрствa» (кaк у Булгaкoвa), a книгу o сaмoм сeбe — нa oблoжкe тoмa, кoтoрый дeржит в рукax aктeр, нaписaнo: «Сeрвaнтeс. Танаис Кихот».
Первоисточник собственноручно (делать) по себе содержит масса комичных и даже гомерически смешных сцен и реплик, хотя юмор, схваченный благородной «патиной» времени, имело разумение осовременить и подновить (даже со времен Булгакова, а никак не с XVI века). Что и сделал Мася Григорьевич.
Пример, в сцене встречи Дон Кихота и его будущего оруженосца Санчо Пансы (Юрыч Голубцов) последний сокрушенно и патетично произносит, ощутив меч Танаис Кихота у своего лба (идальго принимает его за колдуна и бросается в побои): «Я сдаюсь — и в этом моя Силаша».
Отсылка к заезженным политическим слоганам считывается вопросов), в то время как в булгаковском тексте пустословие звучит явно тривиальнее: «Сдаюсь начисто, бесповоротно, раз и навсегда».
Об актерской работе Голубцова нужно сказать отдельно. В недавней премьере «Крутится, вертится билья…» он исполнял место гонимого в Российской империи еврея — несчастного, да не утратившего способность торжествовать человека. Трагедии в его персонаже было 80%, комедии — 20. А в «Бузан Кихоте» артист явил себя в полную силу ни дать ни взять комик, причем был таковым в всем: в «неуверенных» движениях, мимике, голосе (пришло в голову, что Юрий Голубцов был в состоянии бы озвучивать, если понадобится заменитель голосу Вицина, фильмы о мистере Питкине).
Дон Кихот у Федорчука получился в свою очередь отлично — безумие и дерзость даются ему хорошо, без- хуже, чем сумасбродное помавание копьем и фехтование. Недаром но Станислав играет Атоса в перезагрузке «Трех мушкетеров» с Розовского. Мушкетеров бывших отнюдь не бывает, но в паре персонажей «Бузан Кихот — Санча Панса» полно же второй — головн, а первый — ведомый. Ежели и это чисто зрительское звучание от игры молодого и «убеленного сединами» заслуженного артиста РФ.
Сызнова одна явная удача версии «Господин Кихота» от Розовского — «состаренная» барщинница Альдонса Лоренсо (которую осно герой избрал в качестве дамы сердца). У Сервантеса и Булгакова может статься бы и намека нет, как Альдонса, мягко говоря, девойка в летах. «Милейшая чернавка, сеньор, а здорова до того, почто приятно взглянуть на нее», — сие цитата, описывающая Альдонсу-Дульсинею.
Да Марку Розовскому для удвоения комизма понадобилась скрюченная развалина со старушечьим голосом. 27-летняя выпускница Щукинского института Николина Калиберда карканье изменить смогла сама. К ее юным годам гримеры «добросили» уже лет шестьдесят — в итоге получилась образцовая «ведь ли бабушка, то ли виденье».
Я с умыслом останавливаюсь на деталях, с целью не пересказывать спектакль; а похвалы заслуживают многие изо тех, кто его делал: тонмейстер (пожалуй, это было лучшее звуковое аккомпанирование за год, особенно впечатляюще усилили живую игру Санчо для ханге — металлофоне), монтажер сцены, романтично опускавший бери головы героев Луну и звезды…
И если вернуться к теме сочетания современности и «застывшего в янтаре» канонического текста, ведь стоит пояснить, как сие происходит у Розовского. Вот автор видим аутентичные атрибуты рыцарства, костюмы, реалии постоялого двора разве богатого дворянского дома, даже если свинина а-ля конец Средневековья выглядит точно, — и в эту реконструированную явь вбрасывается реплика от героини, по (по грибы) которой излишне приударили: «Сие харассмент!». А напавшие возьми Дон Кихота разбойники (Рыцаря печального образа неутомимо бьют) превращаются в рокеров в кожанках с огромными шинами-покрышками, перекатываемыми ими с стороны в сторону.
«Молодежи зайдет», — думаешь в такие минуты. И убойная тирада «ваша невинность (и) еще как важна для нас»? И фразочка-мем «разве что перед кем-нибудь досталась закрывает одну дверь, в таком случае немедленно открывается какая-нибудь другая». Нужно ли вбивать, что зал встречает их шутки ради? Или сцена, где авсень (кажется, Санчо, но сие неточно) вальяжно и величаво машет рукой — точь-в-точь, точь в точь Борис Ельцин. (Вообще губернаторство Пансы, обещанное ему ради преданность, «обстебали» нате полную катушку — с намеками бери нечистых на руку современных чиновников.)
В то время как с этими вкраплениями на специальных экранах транслируют иллюстрации к «Хитроумному дворянин Дон Кихоту Ламанчскому» и гравюрный капля в каплю Сервантеса (в конце). Это нужно, в надежде дать понять: отступления носят игровой напор, мы следуем классике, — будто соответствует творческому кредо Розовского.
А самая значительная изо переделок, им допущенных, — сие перемещение главной битвы Господин Кихота со «строем гигантов с длиннейшими костлявыми руками» с картины второй (или азы книги) — в финал спектакля. Зато сие сражение дано максимально эпично, знак ветряные мельницы выступают антропоморфными существами не принимая во внимание лиц, но с руками и деревянным черенками в них (явная спроваживание к черенкам из продолжения «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, а образы сущностей визуально «рифмуются» с нью-эйдж эстетике фантастических фильмов alias «смертям» с клипа Zeit группы Rammstein)
Несуразица и гиперболизация, доведенные до крайности, и у Сервантеса, и у Розовского служат одной цели: подновить героя, который примется «рассчитываться за обиды, нанесенные свирепыми и сильными — беспомощным и слабым, затем) чтоб(ы) биться за поруганную почести, чтобы вернуть миру ведь, что он безвозвратно потерял, — честность».
Супергерой ли Танаис Кихот? Однозначно. Безумец ли симпатия? Конечно. Но не взрослые ли безумцы все «нормальные» гоминиды, позволяющие ему блажить и разламывать все на своем пути?
Простофиля ли Санчо Панса? В закромах, он мудрец, но могущий «притвориться» простачком, так чтоб выжить.
Ответим еще и возьми вопрос, устарел ли Романя Сервантеса? Нет, и никогда невыгодный устареет, поскольку перемены в человеческом обществе вовек носят «косметический» тон, а сам человек не меняется изо-за того, что изобрели компьютер или айфон.