Прoйдeмся спeрвa пo лeвoму флaнгу прeмьeрныx выстaвoк 12-й мeждунaрoднoй биeннaлe «Мoдa и жанр в фoтoгрaфии». Здeсь прeслeдуeт чувствo нoстaльжи. Oсoбeннo oнo сильнo в прoeктe фэнш-рeдaктoрa Вaдимa Гaлaгaнoвa и фoтoгрaфa Дaмирa Жукeнoвa, кoтoрыe в время тoтaльнoгo кaрaнтинa нaсмoтрeлись стaрoгo гoлливудскoгo кинo и пoд eгo впeчaтлeниeм сдeлaли три сeрии-нoвeллы o трeндax крaсoты. Иx чeрнo-бeлыe фoтo — пaрaфрaзы нa лeгeндaрныe oбрaзы прoшлoгo.
Вoт, нaпримeр, снимoк модели в огромной черной шляпе. Смотря на него, мы вспоминаем известные снимки иконы стиля Одри Хепберн. Фотоотпечаток в дизайнерских шляпках превратились в целую серию под названием «Коды». Другая группа, «Лани», отсылает к дягилевскому театру и экспериментальному танцу Нижинского: модели, утопающие в черном летящем тюле, зафиксированы в свободном движении. До этого времени одна новелла под названием «Post-Atom Age» — рукополагание британскому дизайнеру и фотографу Джону Сатклиффу, который в 1950–1970-х ес популярными костюмы из кожи и резины. Девушки в высоких сапогах и кожаных боди напоминают нам о сексуальной революции, кричащей со страниц глянца.
Следующая выставка погружает в моду 1980-х. Хотя фото итальянки Альберты Тибуцы — не только о стиле. Возлюбленная запечатлела главных икон стиля эпохи — от Энди Уорхола и Романа Полански поперед Моники Беллуччи и Дастина Хоффмана. Ключевое слово с целью этих фотосерий — «икона». Перед нами разные тренды, ставшиеся реперными точками глобальной моды и стиля. Аж тренд на индивидуальность стал модной частью масскульта. Благодаря тому, однако, несколько растерял свой изначальный смысл…
Правая часть выставочного пространства отдана выставкам с другим посылом: их авторы отталкиваются с запроса на антиглобализм и возвращение к корням, национальной культуре. Финско-норвежский дуэт Каролин Йорт и Рииты Иконен обращается к северному фольклору. Обозначение выставки «Глаза как блюдца», по словам художниц, заимствовано изо народных сказок: «в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в иной — про тролля; оба этих персонажа живут почти мостом». Каролин и Риита предложили участникам проекта, которыми в основном стали пенсионеры, смешаться. Ant. разделиться с природой в прямом смысле слова. Герои мимикрируют около пейзаж — они буквально «одеты» в него: в травы, морской огород, цветы, камни или ракушки. Они превращаются в тех самых фольклорных провод и растворяются в окружающем ландшафте, как старинные мифы — в глобальном мире. Возле этом каждый герой рассказывает свою откровенную историю, которая во что бы то ни стало станет семейным преданием.
Олюля Мичи тоже обращается к национальной культуре. Ее расчет «Уязвимые?» занимает больше всего пространства, в том числе переход между глобалистскими и антиглобалистскими проектами. И это не случайность — опять-таки фотограф изучает насколько цивилизаций, технический прогресс и сделка мода проникли в самые отдаленные уголки планеты, идеже живут исчезающие этносы. Ольга путешествовала по всему миру, с тем сделать исследование масштабным, общемировым.
Была возлюбленная на юге, где снимала исчезающий народ сурма, живущий на территории Эфиопии, и племя пигмеев бака — самых низкорослых людей в мире. Была нате Востоке — в отдаленных горных районах Тибета, Мьянмы, Китая, Таиланда и Индии. Была для Севере, где снимала чукчей. И везде замечала одну и ту но тенденцию: несмотря на то что многие народы продолжают ютиться по традициям, в их быт вошли универсальные коды и предметы современного таблица. Однако эти люди принимают в себя лишь так, что делает их сильнее. И это так но естественно и гармонично для них, как и следование традициям.
Каждый герой сам выбирал кровный образ, одежду, предметы, с которыми хотел позировать. Кто такой-то запечатлен с мобильником, автоматом или магнитолой, да в аутентичных нарядах и украшениях. Так что вопрос в названии проекта логичен и уместен. Фигурировать может, потому, что глобализацию невозможно остановить, однако и национальные культуры, будем надеяться, этот процесс малограмотный уничтожит?..
Выставки проходят при поддержке МТС и «Норникель».