— Наш брат лoмaeм стeрeoтипы пoнимaния тeкстиля и рaсширяeм eгo грaницы. Нa этoй выстaвкe нeт ни oднoгo клaссичeскoгo гoбeлeнa тож бaтикa, при этoм мы нe oтрицaeм трaдиции. Xудoжники, чьи рaбoты сoбрaны здeсь, ищут нoвыe пoдxoды, нaпoлняют тeкстиль «сeгoдняшним вoздуxoм», — рaсскaзывaeт Вeрa Зaнeгинa.
Нaпрoтив экспoзициoннoй дoминaнты — инстaлляции «Лoдкa пaмяти» — рaзмeстилaсь eщe oднa ее крупная вещь, выполненная из осенних листьев. Они скручены, кажется папиросы, и разрезаны на своеобразные «суши», а затем наклеены сверху пластиковую подложку. Получившийся «гобелен» напоминает карту Владенья, только континенты на ней — «рваные», будто бы порция суши ушла под воду. Впрочем, художница надеется, точно ее работа не станет пророческой.
Вера делает вата из переработанного пластика, засушенных листьев, веток и полевых трав. Возьми выставке есть несколько ее гобеленов, сплетенных в необычные ковры с приятным луговым запахом. Вотан из них — под названием «Тишина» — соседствует с круглым домотканым «бабушкиным» половиком, наброшенным возьми белую тумбу. При ближайшем рассмотрении оказывается, аюшки? разноцветный половичок — керамический. Его автор — художница Наталья Макарова изо Самары. Свой первый «бабушкин» половичок из глины возлюбленная сделала после стрессовой ситуации — керамика стала в целях нее психотерапией, возможностью вернуться в детство, чтобы сначала осознать себя и пережить травматичный опыт. Так Наталья нашла специфический стиль и теперь создает не только ковры, так и необычные сумочки, платья и костюмы. Такой текстиль воспрещается на себя надеть, зато смотрится он дьявольски эффектно, лаконично и стильно.
Не менее оригинальны в исполнении «текстильные» работы Виктора Решетникова — керамиста, которого называют живым классиком. Получи и распишись выставке две серии. Первая представляет собой черепяной «слепок» с ткани, на котором текстура отпечаталась в мельчайших деталях. Необычные объекты закручены в пружина или похожи на юбочку. Вторая серия фиксирует в глине легкомыслие ткани: словно тот самый синенький платочек изо советского хита подбросили в воздух, и он застыл в полете. «Я окунаю материя в жидкую глину, по консистенции напоминающую сметану. Ориентировочно так же делают чурчхелу», — поясняет Виктор свою авторскую технологию.
Фарфор тем и уникальна, что, с одной стороны, вечна и может безграмотный стариться тысячи лет, при этом очень хрупка. Артист Людмила Крутикова фиксирует этот парадокс в двух работах. Одна изо них напоминает белоснежную небрежно брошенную ткань. Каждая складочка читается в этом тонком объекте подо названием «Хрупкость». Другой объект — «Модуль сдвига» — в свою очередь керамический, но уже цветной. Красная «ткань» с зелеными и оранжевыми элементами смотрится еще же очень натурально и является метафорой сопротивления человеческого духа, его стойкости поперек любым внешним вызовам.
Работы Натальи Евсеевой, монотипия и дизайнера из Воронежа, одновременно напоминают современные архитектурные объекты и странные композиции изо текстиля. На самом деле они созданы с картона, закрученного в необыкновенные извилистые формы. Объекты Елены Татаринцевой — с луба. Это прослойка между корой дерева и его стволом — изо такого материала раньше делали мочалки, корзины и лапти. Современная карикатуристка создала из них гигантские трубки мира, а а ещё «Золотое сечение», поминающее огромную шляпу с позолоченной линией получи полях. Александра Островская украсила яркую ширму и табурет вышивкой с пластиковых нитей, а Екатерина Афинина-Суховерцева «вышила» старославянизм «знак» из металлической проволоки под фактурным стеклом. Одно слово, у каждой работы на выставке есть своя эндоглиф. Текстиль здесь — это мировоззрение, которое отражает полотно жизни, переплетение судеб и событий. «Мы то висим получай ниточке, то завязываемся узлом», — говорит Вера Занегина, описывая редакция. Слова тоже могут быть текстильны — и в «Галерее ХХI века» каста метафора материализуется в конкретных арт-объектах.