Гoстeй oткрытия выстaвки встрeчaeт oригинaльный aрт-oбъeкт вo двoрe музeя нa Дeлeгaтскoй. Сaмoдeльный умывaльник с нoсикoм с гвoздя увeнчaн тaрeлкoй с сoлeными oгурцaми, внутри нeгo — зaбoристый дoмaшний сaмoгoн. Зaчин — пoд стaть прoeкту, кoтoрый прoxoдит в рaмкax Фeстивaля мaргинaльнoгo искусствa. В экспoзицию вoшлo три кoллeкции: этo нeoбычнaя oдeждa, кoтoрую xудoжник Aлeксaндр Пeтлюрa многие годы выискивал бери барахолках, народный реди-мейд из собрания до сего времени одного художника Владимира Архипова и снимки победителей фотоконкурса «Русское маргинальное» с ландшафтным дизайном в жанре «сделай сам». Словом сказать, картина домашнего творчества получилась объемной и разноформатной.
В центре выставки — казусный гардероб. К пестрой юбке, сшитой из разных галстуков, подобрана прозрачная кофточка в цветочек изо колготок. Не всякая модница решится выйти в таком в знать, однако после советских дефицитных времен на словно только не шли девушки, чтобы выделиться изо серой массы. Например, шили из «цветочных» платков платья — в экспозиции таких целая цикл всех расцветок. Глаза разбегаются от буйства красок. Чисто желтый пиджак с нашитыми на него розочками. А во джинсы с леопардовыми заплатками. Рядом мужская косуха с серпом и молотом с заклепок на спине. А еще оригинальный дембельский куртка с металлическими погонами. И шляпки, связанные из авосек. Акварелист Александр Петлюра начал собирать все это кроме в советские годы. Он и сам как арт-мира выставки: в майке-алкоголичке, поверх которой накинута рубаха, сшитая изо лоскутов — в горошек, цветок, полоску.
Публицистка Людмила Петрушевская появляется на открытии в аксессуарах, созданных своими руками. Возлюбленная опытная рукодельница. «Свои шляпки я всегда делаю самоё. Гляньте на мое украшение — тоже сама», — рассказывает симпатия «МК». Шляпка у Петрушевской — черная, с широкими полями и ажурной лентой. В коллекции писательницы таких мириады. А тканевая подвеска на липучке украшена маленькими фигурками и увесистой брошью. Петрушевская в своем стиле.
Вкруг необычного гардероба, выполненного безымянными авторами, — бытовые диковинки. Ларчик «Библия» из фанеры и проволоки. Фигурки зайца и волка изо мультфильма «Ну, погоди!», сделанные из металлических крышечек с газировки. Ваза из бутылки из-под шампанского, обклеенная пластиковыми цветочками. Вкушать и крупные хитро выдуманные плоды инженерного народного гения: трон-табурет, лопата-костыль, лейка-чемодан, стол-ала-кийиз. Эти вещи уже из коллекции Владимира Архипова.
Дальше смотрим снимок — с народным творческим креативом окружающей среды. Тут и Дракон Горыныч из шин, и танк из «Запорожца», и во дворе) в вангоговских подсолнухах, дачные скульптуры из кастрюль, зайцы изо пеньков, фигурки хористок из консервных банок, цветник из унитаза и инсталляция из старых телефонов для дереве. Есть на выставке и пояснения некоторых авторов ландшафтных объектов, сущность которых вторит строчке из песни Алены Апиной: «Я его слепила изо того, что было». То, что нельзя было оторвать в советское время, делали сами как могли, (то) есть умели, как рука легла. Ну и, конечно, с тем убежать от серости и скуки. Словом, не показ — триумф левшей родом из СССР. Сегодня и старый и малый это смотрится как китч, но китч текущий искренний и естественный. Как говорится — от души. Русской народной.