Сoбствeннo, oни пытaлись пoнять, чтo жe этo тaкoe – «крeaтивныe индустрии», «крeaтивнoe прeдпринимaтeльствo» – и нужнo ли гoсудaрству «рулить» и в этoй сфeрe.
Зaвeршaя кaлeндaрный гoд и слeдуя грaфику зaкoнoтвoрчeскoй aктивнoсти, Минкульт рaзрaбoтaл кoррeктивы в вышeукaзaнныe зaкoны — и рeшил далеко не вслепую их принять, а учесть мнение заинтересованных лиц. Тем паче, что делать что-то нужно, раз в других странах количество креативных индустрий может занимать до 14% ВВП. Да не в России — по крайней мере пока.
И после этого господин Заславский сразу подчеркнул, что в отношении креативных индустрий неточно использовать количественные показатели:
– Мы говорим: в Москве 1 млн 100 тысяч заняты в креативной индустрии. Сие много или мало? Это не автозавод — креативные индустрии. И сие — огромное количество.
В качестве иллюстрации к этому тезису Гришута Анатольевич подчеркнул, что из стен ГИТИСа ради полвека вышли пять московский театров, и многие с тех, кто приезжает в столицу, делают это за посещения, к примеру, Театра Табакова или Геликон-оперы.
«Как сосчитать здесь выгоду? Это почти невозможно», – сетует Заславский.
Противоположного мнения придерживается хозяин «Universal University»Екатерина Черкес-заде. Культурное ведомство симпатия достаточно жестко раскритиковала. Мол, креативные индустрии существовали перед 2021 года — их «обнаружение» пару лет обратно никак не способствовало развитию. И то, что главенство предлагает — это не поддержка, а попытка заменить креативный квадрант его аналогом, контролируемым государством. К разработке изменений, во вкусе утверждает Черкес-заде, не были привлечены игровой квадрант, фэшн и другие. «Министерство культуры должно заниматься тем, в нежели оно разбирается», – настаивает эксперт, ссылаясь в опыт Москвы, где агентство креативных индустрий действует быть департаменте предпринимательства.
То есть одни в словосочетании, ещё раз не до конца осмысленном, на первый умысел выдвигают слово «креативные», а другие «индустрии».
А если подвести итог все встречные предложения, то получится, что к креативным индустриям хотят относить НКО и культурные стартапы якобы НКО, не менее актуальным оказывается создание агентства получай стыке ИТ, культуры, образования и бизнеса. А в идеале стране нужен отличный и отдельный закон о КИ, а не переделывание существующих.
Остальное изо сказанного было невозможно понять без переводчика с «чиновничьего» языка держи «человеческий», далее цитата:
– Поддержка креативных индустрий – сие стремление не только усилить локальную или глобальную экономику, хотя и стремление усилить развитие человеческого капитала и локальной идентичности минуя производство конкурентоспособных культурных продуктов.
О чем речь к лицу — в целом догадаться можно. Но разве не в таком словесном мусоре речей и лозунгов завяз и утонул Совок?