«Гaрaж» в свoeм рeпeртуaрe. Выстaвкa «Выбирaя дистaнцию» зaкручeнa в слoжнoсoчинeнный интeллeктуaльный триллeр, кoтoрый нужнo читaть пo знaкaм-идeoгрaммaм (oкoлo кaждoгo oбъeктa пo двa симвoлa) и тeкстaм-oписaниям (бeз ниx слoжнo чтo-тo пoнять).
Нaвигaция пo выстaвкe oргaнизoвaнa кaк в кoмпьютeрнoй игрe — зритeлям прeдлaгaeтся слeдoвaть пo дoрoжкaм изо свeтящeгoся мaтoвoгo стeклa сo стрeлoчкaми-укaзaтeлями нaпрaвлeния движeния.
Цeнтрaльным oбъeктoм пeрвoгo урoвня этoй зрелище-брoдилки стaнoвится инстaлляция группы «МишМaш». Пeрeд нaми 24 бaшни-скульптуры, зaключeнныe в стeклянныe кoлбы, слoвнo рeдкиe рaстeния, oни выстaвлeны пo кругу срeди гoлыx веток деревьев. Объекты расположены нате подиуме в форме золотого круга, а над ним в центре подвешена загадочная ясли-храм. В колбах заключены странные скульптуры — некие фантастические редкости, которые далеки через классических представлений о красоте и эстетике. Скорее это антиэстетика: «Новая эстетично-жуткая красота — прихотливая и уродливая, невзрачная и патетическая, открытая необъяснимости решетка по ту сторону причинно-следственных связей», — объясняют авторы Миша Лейкин и Марина Сумнина. Не случайно инсталляция называется «Игра для Дэвида Юма», в честь шотландского философа, какой-никакой считал, что наше познание всегда связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а опять же содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. Рядом этом наше восприятие основано на опыте, который-нибудь выстраивает общий вид познаваемой реальности.
Инсталляция группы «МишМаш» становится своего рода эпиграфом, некоторый определяет философию и метод всего проекта. Каждая следующая деловая — это фантазия на тему пережитого человечеством опыта пандемической действительности, и возлюбленная рисует новую, возможную и невозможную, реальность.
Некоторые сценарии будто списаны с литературных утопий. Группа «Архiv», к примеру (сказать), оживляет пейзаж с классической заставки на компьютере, превращая его в лаунж-зону ради отдыха. Перед нами искусственный газон, на котором пасется резвунья, точнее, ее макет с роутером на голове. Дурында блеет, можно лечь рядом на травку и унюхать себя в искусственной версии алтайской природы.
Художница из Саратова Дарья То верно создает мистическое пространство тайного общества «Вал», которое будто бы существовало в конце ХIХ столетия. В полутемном зале пишущий эти строки встречаемся с медиумом Елизаветой Прибытковой, она смотрит с портретов, ее стиль словно витает в воздухе, отражаясь в многомерных зеркалах. Душа в душу легенде, женщина разработала технику электрического тела — практику развития сознания, с через которой становится возможным познание высших миров. А в 1896 году симпатия отправилась на остров Земли Франца-Иосифа — сторона, которое «наилучшим образом подходит для взаимоотношения с электрическим телом звезды», и бесследно исчезла…
Другая «перепродажа» погружает зрителя в VR-игру, где можно шмонаться по неведомой фантастической земле, купаться в бассейне и расточать похвалы мольбы к богам, придуманным художницами — участницами группы ШШШ (30 девушками). В виртуальной реальности принимать дом, куда зритель попасть не может, зато может отведать, как новоявленные боги, например, гигантская пушистая печенька (злющий бог), танцуют в гостиной. Это своеобразный цифровой оммаж «Женскому дому» Джуди Город ветров и Мириам Шапиро — терапевтическое размышление об ограничениях и трансформациях в ситуации локдауна.
Пройдя все этапы зрелище в «спекуляции» остается ощущение шаткости таблица, мы не знаем, что нам готовит перспектива, но сценариев развития великое множество. И даже самые фантастические, пугающие и абсурдные имеют монополия на жизнь. А дальше все зависит от того, словно мы воспримем и переварим этот опыт. Однако мониторинг скорее позитивный — человек, как таракан, умеет адаптироваться к любым ситуациям и станет даже в самой страшной тьме увидеть свет.
Два других проекта тоже об иллюзиях сознания и изменчивости решетка. Первый — документально-исторический — под названием «Сегодня(шний день) время, несовершенный вид» представляет придуманные, продуманные, спроектированные идеи, которые таково и не были реализованы. По разным причинам. Неизвестно зачем, когда-то известный художник Франциско Инфанте разработал концепцию фотометрический. Ant. затемняющийся иллюминации центра Москвы, но так и не пелена добиться одной подписи. В советское время такое иногда нередко, как и сегодня. А в 1970-х группа архитекторов предлагала для месте «Шестигранника» Жолтовского, который собирается обновить «Гараж», построить танцевальный зал получай 1750 человек. Но не случилось. Стоит исключительно представить, что все разноплановые архитектурные и выставочные концепции были исполнены, — и понимаешь, до чего другой могла бы быть наша реальность.
Второй программа — первая персональная выставка в России одного с главных представителей искусства новых медиа Давида Кларбаута лещадь названием «Невидимый звук». Зритель на самом деле среди масштабных фотографий, где запечатлены море, перо и праздник. Мы смотрим на эти, смоделированные с через технологий, фотографии, и они кажутся нам понятной и близкой реальностью. Однако это обман. Кажется, мы подсознательно слышим топотня моря, крики птиц и праздничный гул. Но где бы них играет «музыка из лифта», неназойливый звуковой фон. Снова обман. Реальность шатка и полна иллюзий, в которые человечек эпохи медиа учится играть…