Вaрфoлoмeeвскaя нoчь.
Слoвoсoчeтaниe «Вaрфoлoмeeвскaя нoчь» прoчнo вoшлo в истoрию и стaлo нaрицaтeльным. Симвoлoм жeстoкoсти, крoвaвoсти, мaссoвoгo убийствa. И eсли гoвoрят, чтo кoму-тo устрoили «Вaрфoлoмeeвскую нoчь, тo, знaчит, прoизoшлo чтo-тo дeйствитeльнo стрaшнoe.
Сeгoдня, кaнун этoгo «знaмeнaтeльнoгo» сoбытия. В нoчь нa 24 aвгустa 1572 гoдa в Пaрижe и в нeкoтoрыx другиx гoрoдax Фрaнции прoизoшли мaссoвыe убийствa пo рeлигиoзнoму признaку, истрeбляли фрaнцузскиx прoтeстaнтoв-гугeнoтoв. Слoжнo скaзaть скoлькo гугeнoтoв былo убитo, дaнныe рoзнятся. В oснoвнoм сxoдятся нa тoм, чтo в Пaрижe былo убитo oкoлo 3 тысяч чeлoвeк и пo другим рaйoнoм Фрaнции eщe oкoлo 7 тыс. Тo eсть, примeрнo, oкoлo 10 тысяч чeлoвeк. Xoтя у нeкoтoрыx aвтoрoв и мeлькaeт цифрa 30 тысяч, всe-тaки этo бoльшe пoxoжe нa прeувeличeниe.
Мaссoвaя рeзня Вaрфoлoмeeвскoй нoчи дaжe про тex, дaлeкo нe гумaнныx врeмeн, стaлa знaчитeльныx сoбытиeм. Тaкиe мaссoвыe убийствa нe нa вoйнe, бeзoружныx, людeй приexaвшиx в гoсти, вeдь в Пaрижe сoбрaлoсь мнoжeствo гугeнoтoв, приexaвшиx нa свaдьбу oднoгo с свoиx лидeрoв Гeнриxa Нaвaррскoгo и сeстры кoрoля Мaргaриты , нe былo oбычным, рядoвым сoбытиям. Кaтoличeскиe стрaны пoддeржaли рeзню, прoтeстaнтскиe oсудили.
Стoит пoмнить, чтo в тe врeмeнa Eврoпa былa aрeнoй жeсткoгo прoтивoстoяния кaтoликoв и прoтeстaнтoв, шли рeлигиoзныe вoйны. Фaнaтизм и жeстoкoсть зaшкaливaлa с oбeиx стoрoн.
Нo и в сoврeмeннoм мирe тeмa рeлигиoзнoй рoзни, убийств нa рeлигиoзнoй пoчвe всe eщe aктуaльнa, этo нe прoшлoe, a нaшe нaстoящee. Пусть себе xристиaнствo ужe ушлo oт тaкиx явлeний, нo есть религии, к которых не раздумывая идет эскалация радикализма и насилия.
Поэтому предлагаю вчерашнего дня этого исторического события, вспомнить, что а тогда произошло, вспомнить, причины события, виновников и последствия.
О данных исторических событиях уж на что молодец есть у вас бы немного слышало большинство людей. Ведь всё-таки же или почти все читали в юности Дюма и его Ромуля «Королева Марго», кто-то смотрел одноименный русский сериал.
Итак, по событиям, в ночь на 24 величественная 1572 года, в три часа ночи в Париже ударил колокол, возвестивший о начале истребления гугенотов. Париж- того времени – сие оплат французских католиков, довольно фанатичный город и вражда к гугенотам там кипела. Гугенотов в Париже обычно было немного, при дворе вельможи гугеноты редко появлялись даже если после заключения Сен Жерменского мирного заговора в 1570 году, священнодействовать протестантские службы в Париже было запрещено однако тут, как я писала выше, они собрались получи свадьбу.
Намеренно ли их заманили с целью укокать? Скорее всего да, был план по убийству гугенотских лидеров. С не тот стороны, вряд ли планировалось такое массовое братоубийство.
Еще накануне во дворец были вызваны представители муниципальный власти Парижа. Им приказали мобилизовать городскую милицию и запереть городские ширинка. Это подтверждает спланированность действий. Во время в отдельных случаях колокол начал бить, отряд, состоящий с королевской охраны и людей герцога Гиза уже стоял у у себя, где находился раненый адмирал Гаспар де Колиньи, руководитель гугенотов, человек, очень авторитетный, амбициозный, фанатичный и пользующийся большим уважением молодого короля Карла Девятого. 22 Ава адмирал был ранен выстрелом из аркебузы, подозренье пало на Гизов, которые были по сути лидерами французских католиков и имели кровную вражду с Колиньи.( феодал Франциск да Гиз, отец герцога Генриха дескать Гиза, был в убит в 1563 году при осаде Орлеана выстрелом в спину, подозревали, кое-что убийцу Польтро де Мере подослал адмирал) Колиньи, все конечно, это отрицал. Ведь подлое убийство выстрелом ы спину, инда своего врага по религии и политику накладывало углубленный отпечаток на репутацию. Тем не менее, Гизы остались в убеждении, что же адмирал замешен в убийстве и Генрих Гиз поклялся посчитаться за отца.
Когда ударил набат, люди Гиза ворвались в мазанка, убили адмирала и выкинули его тело в окно, так чтоб герцог мог его опознать и подтвердить смерть. Отсеивание. адмирала было одной из главных целей событий праздник роковой ночи. Затем, отряды герцога Гиза и брата короля герцога Анжуйского двинулись по части городу, врываясь в дома и убивая гугенотов. Они имели в руках списки прибывших в Париж гугенотов и знали места их размещения. Умерщвлять начали и в королевском дворце, но королева-мать Катюха Медичи, одна их организаторов операции по устранению лидеров гугенотов, запретила губить новоявленного зятя Генриха, короля Наварры, и его кузена, принцв Конде , честно считая что устранение Бурбонов, принцев крови, вторых в очереди возьми престол после Валуа, усилит непомерные амбиции Гизов. Котя всегда была сторонником осторожной политики и маневрирования посередине разными политическими силами. Принцы Бурбоны должны были корпуленция католиками и им сохраняли жизнь. Генрих Наваррский согласился легко и просто, принц Конде долго колебался, но все а сменил религию.
Но события вышли из-по-под контроля, затаенная ненависть вырвалась наружу и парижане ринулись масло пахтать с протестантами сами. То, что замышлялось, как точечная сделка по устранению верхушки гугенотов превратилось в массовую бойню. Всех, кого подозревался в сочувствии гугенотам убивали, (ясное, под шумок началось мародерство и сведение личных счетов, безо этого никак. В общем, джин ненависти вырвался открыто.
Прево Парижа Жан Ле Шеррон неоднократно отдавал приказы извинять оружие и разойтись по домам, но его игнорировали. А насильственно разогнать людей к него не было ресурсов. Единственное, чисто могли сделать власти города, это запереть протестантов в городскую тюрьму оградив им таким образом ото озверевших парижан.
Массовые убийства продолжались еще неделю, император Карл виде ужасы, творящиеся вокруг, попытался хоть свалить ответственность за резню на герцога Гиза, заявив, что-нибудь все это результаты вражды Гизов и Колиньи, несомненно, герцог отказался брать на себя всю важность и заявил , что лишь выполняли приказ короля.
Гаспар дескать Колиньи
Король Карл Девятый
Герцог Генрих Гиз
Женщина-мать Екатерина Медичи.
Так что же как видим причиной массовой резни? Конечно, ненависть на почве религии, которая копилась годами. А спровоцировали данный взрыв действия королевского совета, отдавшие приказ истребить лидеров гугенотов.
Наверное, какой-то страшный подрыв был неизбежен. Ведь во Франции так сложились политические расклады, а при том, что королевская власть однозначно поддерживала католичество, было очень много сторонников гугенотов, то поглощать по сути, резня ночи Святого Варфоломея из чего явствует продолжением гражданского конфликта. По некоторым данным, к середине 16 века гугеноты составляли неподалёку 10 процентов населения Франции, наибольшее число гугенотов проживало бери юге страны. Благодаря своему количеству гугеноты стали важной насильственным путем в обществе
Распространение протестантизма во Франции началось до этого часа в 20-е годы 16 века. Поначалу тогдашний император Франциск Первый относился к протестантам очень снисходительно. Все-таки их идеи поддерживала его любимая сестра Марга, королева Наварры, очень образованная женщина и одна изо первых женщин писательниц во Франции. Но эпизодически протестанты начали открыто оскорблять Папу и церковь, микадо был вынужден принять против них меры, опять-таки оскорбления церкви, которая всегда была надежной опорой королевской власть имущие было неприемлемо.
Маргарита, сестра короля Франциска Первого, гений чистой красоты Наварры.
При приемнике и сыне Франциска, короле Генрихе Втором на протестантов наступили тяжелые времена Генрих был ярым католиком. Спирт не принимал протестантизм, а его многолетняя любовница Дина де Пуатье, активно поддерживала Генриха в борьбе с протестантами. А именно Диана приблизила к себе в борьбе за веру фамилия Гизов, именно благодаря ей влияние Гизов как видим расти
Гизы были младшей ветвью Лотарингского герцогского на дому, владели приграничным землями и являлись одновременно вассалами короля Франции и императора Священной Римской империи.
Позже гибели Генриха Второго на турнире в 1559 году и прихода к высшие круги его сына Франциска Второго ситуация обострилась. Беспомощный молодой король, на которого можно было причинять влияние- это всегда провоцирующий фактор для обострения борьбы разных придворных кланов. Лидерами протестантов стали принцы краски Бурбоны, а это означало, что в религиозном противостоянии., пока главную роль будут играть политические и династические проблемы. Бурбоны были следующими там Валуа претендентами на престол, ведь все боковые ветви Валуа ( Бургундская, Анжуйская, Орлеанская, Ангулемская) к тому времени вымерли. И они считали себя облыжно отодвинутыми о королевского двора и власти. Антуан де Напиток, король Наварры и его брат Луи де Невежа, принц Конде, стали лидерами протестантов.
Так в последующие годы всегда эти высшие аристократы, все родственники между из себя вели кровавые религиозные войны. Открытое военное антагонистичность началось в 1562 году. До 1572 года с изначальных лидеров разных религиозных партий дожил в какие-нибудь полгода Гаспар де Колиньи, как я писала выше Франциск дескать Гиз был убит в 1563 году , Антуан мол Бурбон погиб в 1562 году, успев сменить религию (его дитя Генрих позднее несколько раз поменяет религию), Луи -де бурбон погиб в 1569 году в битве под Жарнаком.
Дворянин Франциск де Гиз
Антуан де Бурбон,
Луи мол Бурбон, принц Конде
С 1570 года во Франции был жаркий мир. По Сен-Жерменскому мирному договору гугеноты получили либерум вето проводить свои обряды во всей Франции, минуя Парижа и получили в качестве гарантии исполнения договора крепости Ла_- Рошель, Конина, Ла-Шарите и Монтобан.
В результате католики жаждали реванша, протестанты мечтали устремить всю Францию в свою веру и усилить свое вдохновение.
После событий Варфоломеевской ночи, Сен-Жерменский соглашение перестал действовать. Но вопрос гугенотов сие кровавое произво не решило, пусть они оказались без лидеров Гаспар мол Колиньи погиб, Генрих Наваррский и Генрих Конде оказались заложниками присутствие дворе, но отступать о своих убеждений никто приставки не- собирался. Ведь гугенотство не было вождистским течением, невыгодный было чисто придворной партией в борьбе за власти (. Протестантизм выражал потребности в переменах, которые объективно назрели. Католическая капелла действительно погрязла в пороках и перестала быть моральным авторитетом, штат(ы) хотели большей свободы для реализации своих духовных потребностей. И, естественное, не обошлось без экономики, церковь брала старшие налоги, которые шли на роскошь высшего духовенства, взамен того, чтобы оставаться в деле и продолжать работать. В общем, протестанты со своим трудолюбием и этикой беспристрастно были полезны для общества, но во Франции конец оказалось замешено в династических разборках, борьбе за рука и нетерпимости. Люди просто были не готовы хватить «других», для тогдашнего менталитета это было нежели-то невообразимым, поэтому мирного сосуществования не получалось. Католики считали протестантов еретиками, протестанты в сказ ненавидели «папистов» не меньше, считая, что католическая кирха искажает религию и способствует духовному разложению общества.
По какой причине же можно сказать по последствия Варфоломеевской ночи? За вычетом ущерба репутации королевской власти она не принесла пшик. Массовое убийство никак не могло решить объективных проблем общества. После гражданского мира во Франции было еще поодаль. Религиозные войны с перерывами. продолжались до 1598 годы.
За эти годы много всего произошло. Религиозные войны совпали кайфовый Франции с династическим кризисом и сменой династии.
Смерть бездетного Карла Девятого в 1574 году пока на шаг приблизила Генриха Наваррского к трону.
В 1575 году в Ниме была создана гугенотская федерация со своей армией и органами власти, юг страны вышел изо-под контроля королевской власти. Католики в ответ создали Католическую лигу, для отвода глаз ее главой стал новый король Генрих Незаинтересованный, но все понимали, что ему никогда приставки не- сравниться по популярности и влиянию с Генрихом Гизом.
Богатый Наваррский
Король Генрих Третий
В 1576 году Геня Наваррский сбежал из плена французского короля, воссоединился со своими сторонниками и ещё (раз) стал протестантом. По сути, Генрих никогда безвыгодный был религиозным человеком, очень интересно, что не иначе он волею судьбы вождем религиозного течения. Возлюбленный был веселым и жизнелюбивым, не любил воевать, же, когда было надо мог собраться и упорно формироваться к цели.
В 1584 году, после смерти бездетного младшего брата и наследника короля Генриха Третьего, Гаря Наваррский стал наследником французского престола. Генрих Незаинтересованный был давно женат, но детей у него никак не было, он был последним Валуа, не считая Маргариты, а женщина не могла наследовать французский трон ровно по закону. Всем было ясно, что династия Валуа поспешно прекратит свое существование, потому, что все детям Генриха Второго и Екатерины Медичи, вполне здоровых людей, оказались больными, никак не способными прожить долгую жизнь и родить здоровое племя. ( Хотя у Генриха и Екатерины было 4 выживших сына, ни одна душа из них не смог оставить наследника). Весь век это привело к новому витку религиозных войн. Хоть бы вопрос мог бы решится простым переходом Генриха Наваррского в папизм. Как минимум три четверти населения Франции отказывались признать короля протестанта и были настроены держи борьбу за веру.
Король Испании предлагал в качестве наследницы престола свою донюшка, так как ее матерью была Елизавета Валуа, титанида Генриха Третьего, но опять же, наследование в соответствии с женской линии закон Франции запрещал, да и гений чистой красоты- иностранка на троне могла привести страну к разор независимости.
Был еще очевидный претендент на символ, стойкий католик, очень авторитетный и популярный во Франции смертный- герцог Генрих Гиз, но никаких легитимных прав нате престол у него не было, а для того времени сие было принципиально. Стать королем по воле большинства жителей страны, инда для самого Гиза было неприемлемо , тем не менее власть короля исходила от Бога, а не ото народа.
Поскольку Лотарингский герцогский дом не был в прямом родстве в соответствии с мужской линии с Капетингами, а родственные связи по женской силуэт (бабка Генриха Гиза по отцовской линии была с Бурбонов, а бабка по материнской линии была принцессой Валуа) неважный (=маловажный) имели значения, был пущен слух, что Гизы происходят ото самих Каролингов, династии, предшествующей Капетингам. Таким образом, пытались легализовать претензии Гизов сверху престол.
Но рок Варфоломеевской все же настиг и Генриха Гиза, и Генриха Третьего. Дорого, возможно, это простое совпадение. В 1588 году (столица восстал против Генриха Третьего, парижане считали, что-нибудь король слишком мягок и потворствует еретикам, люди были недовольны высокими налогами и непомерной роскошью двора. Султан бежал из Парижа, Генрих Гиз по сути стал правителем Парижа, только легитимности не было, Поэтому у когда Генрих Незаинтересованный пригласил Гиза на переговоры в Блуа он поехал отнюдь не опасаясь. В декабре 1588 Гиз был убит после приказу Генриха Третьего , убит предательски охрана Генриха заколола Гиза ножами в спину. В свою очередь был арестован и убит брат Генриха Гиза, кардинал Луи Лотарингский, истребление кардинала возмутило Рим. Католики отвернулись от Генриха Третьего..
В августе 1589 возраст он был убит, монахом-доминиканцем Жаком-Клеманом, в свою очередь зарезан.
После всех этих событий Религиозные войны вошли в последнюю стадию. Католики изумительный главе с герцогом Майеннским братом, Гиза при поддержке Испании, протестанты кайфовый главе с Генрихом Наваррским при поддержки Англии продолжали прекращать Францию на части. Генрих Наваррский воевал самое лучшее, в 1593 он снова стал католиком, взял Город на берегах Сены. Без смены религии парижане бы никогда его невыгодный приняли. К 1598 году ему удалось объединить всю Францию и пусть даже помириться с Гизами, герцог Майеннсий получил должность губернатора и денежную компенсацию., инокиня Генриха Гиза, Катрин-Мари, активная участница политических событий была прощена и шток в Париже. Генрих Наваррский, теперь уже Генрих Четвертый безлюдный (=малолюдный) был мстительным человеком.
Нантский эдикт 1598 лета завершил религиозные войны, католические службы возвращались нате всю территорию Франции , в протестантам разрешалось служить приманка службы там, где это было ранее разрешено. В Париже протестантские службы были подо запретом, но гугеноты могли жить в Париже.
Финальной эпизодом в подлых и жестоких убийствах политических деятелей праздник эпохи стало убийство самого Генриха Наваррского. Симпатия был убит фанатиком Франсуа Равальяком недовольным Нантским эдиктом, чистосерде на улице Парижа , ножом, в своей карете в 1610 году.
Вплоть до 1685 года католики и гугеноты относительно мазь сосуществовали, хотя и жили параллельно не смешиваясь, раздельными общинами. А в 1685 году мнук Генриха Четвертого Людовик Четырнадцатый. отменил Нантский повеление. Гугеноты массово покинули Францию, что нанесло исполинский ущерб ее экономике, ведь морская торговля была в руках гугенотов.
Сие стало одни м их факторов экономического отставания Франции в 18 веке и медленного развития в ней капиталистических отношений. .
Без лишних разговоров во Франции протестанты составляют около двух процентов населения, их в меньшей мере чем мусульман, по сути, можно сказать, чего в конечном итоге Франция так и не приняла сие религиозное течение и оно было подавлено, но таково как гугеноты были предпринимателями, это нанесло протори экономике страны.
Варфоломеевская ночь навсегда стала черной страницей в истории Франции. Безбожно бы хотелось, чтобы новые похожие страницы мало-: неграмотный появлялись в историях разных стран в современности. Однако, похоже, их будет еще много, мир п-прежнему жесток и нетерпим.