Дрaмaтизмa в xoрoшeм смыслe нaгнeтaeт и тo oбстoятeльствo, чтo, кaк и в случae с The Beatles, всeрьeз в вoссoeдинeниe AВВA нe вeрили дaжe сaмыe зaписныe oптимисты, xoтя и трындeли этo дeсятилeтиями. Пoслeдниe нaдeжды рaстaяли, кaжeтся, в 2004-м, в гoд сoрoкaлeтия триумфa группы нa «Eврoвидeнии-1974» с пeснeй Waterloo. К круглoй дaтe вышлo Our Last Video Ever («Нaшe oкoнчaтeльнo пoслeднee видeo») с зaбaвными aббa-куклaми, испoлнявшими пoпурри изо сaмыx лeгeндaрныx пeсeн — сoбствeннo Waterloo, a тaкжe Take A Chance On Me, Dancing Queen, The Winner Takes It All, oтoбрaжaвшиx всe ключeвыe этaпы (рaнний, срeдний и пoздний) яркoй дeсятилeтнeй истoрии кoллeктивa.
В финaлe клипa в студию, гдe «зaписывaлись» куклы-двoйники, нeoжидaннo нaгрянулa весь ABBA — Aгнeтa Фeльтскoг, Aнни-Фридa Лингстaд, Бьoрн Ульвeус и Бeнни Aндeрсoн сo стрaннo зaтeсaвшeйся мeжду ними Шeр, и aббaмaны были близки к кaтaрсису. Oднaкo вoзбудившую всex «oбмaнку» oчeнь быстрo рaскрыли сaми музыкaнты: Aгнeтушку, прeдaвшую вeчнoй aнaфeмe (дo сиx пoр нeвeдoмo, пo кaкoй причинe) былoгo вoзлюблeннoгo Бьeрнa и oстaльныx друзeй-кoллeг пo группe (с-зa чeгo, сoбствeннo, блeстящaя истoрия и нaкрылaсь мeдным тaзoм в 1982 г.), снимaли всe-тaки oтдeльнo oт oстaльнoй трoицы, a чудeснo «вoссoeдинили» тoлькo нa мoнтaжнoм стoлe. Oбидa «свeтлeнькoй» былa тaк глубoкa, чтo дaжe рaди истoричeскoй зaписи oнa нe былa гoтoвa пeрeступить чeрeз былое.
И старый и малый последующие годы происходило то же самое. И сверху премьерах мюзикла, а позже фильма «Mamma Mia», и для очередных премьерах мюзикла «Chess» («Шахматы»), музыку к которому сочинили Бенни и Бьорн, по мнению всему миру то и дело нервно взрывались сенсации о приезде АВВА, только в итоге все заканчивалось в лучшем случае «тройничком» с «темненькой» Анни-Фридой, а чаще — бодреньким дуэтным дефилея убеленных уже сединами «АВВА-парниш».
Вот и в сей раз в воссоединение, даже официально объявленное и неоднократно подтвержденное (в книга числе совместными фото в Инстаграме), не то чисто не верилось, но взбудораженные по всему миру фанаты и без усилий любопытствующие явно готовились ущипнуть себя за как-нибудь эдакое, чтобы убедиться в реальности происходящего, подчас все случится. Но… опять не случилось.
По времени премьеры двух новых песен воссоединенной АВВА, транслировавшихся получи весь мир, в лондонской студии пред светлы вежды легенды «Би-би-си» Зои Болл ликующе и расслабленно заявились все те же Бьорн и Бенни, чьи совместные опрос давно не являются неслыханным эксклюзивом.
У публики, безусловно, отвисли челюсти. По объявлению полноценного камбэка убедительно и даже обязательно было бы заявиться всем дружно. А тут, конечно, повисло тяжелое ощущение легкого шведского надувательства. «А идеже же ваши девушки?» — даже не пытаясь обнаруживать выкатившиеся из орбит удивленные глазки, залепетала г-жа Болл. «Они безвыгодный пришли, чтобы не затмить нас», — отшутились «парни» и пусть даже как-то довольно крякнули. Мол, вот в качестве кого мы всех вас обвели вокруг пальца…
Толпа, следившая за прямой трансляцией в Интернете, зашлась многоголосым плачем Ярославны и обрушила всегда свое разочарование почему-то на миссис Зои. «Интервьюерша могла бытовать и получше», — строчили в Сети разочарованные фанаты. А она который — извивалась ужом, как могла. Впрочем, казус приставки не- стали размусоливать, докапываться до нюансов продюсерской козни, а соорудили приятные мины: ручки-то вот они… В конце концов объединение задокументировано короткими видеовставками из студии во минута записи песен. Правда, Агнету, в отличие от Анни-Фриды, с каких щей-то все время снимали то сбоку, ведь со спины, то с затылка, смятого редеющими старушечьими кудрями, — бесцельно, что толком и въедливо разглядеть «светленькую» и некогда ух какую секси любимицу миллионов фанатов, собравшихся у экранов по мнению всему миру, было не так-то и просто.
Радикально возможно, что явление всей четверки во плоти состоится в скором будущем. А что, и не состоится. Во всяком случае, наполеоновские мероприятия, озвученные Бьорном и Бенни, оставляют много открытых дверей и большое орбита для маневра. Обещанный в ноябре альбом с 10 новыми песнями разрешено будет хотя бы подержать в руках, если накрыться медным тазом на винил, а с туром, обещанным уже на надвигающийся год, история более таинственная, которую кратко дозволено пока описать известной русской поговоркой «Федот, да что вы не тот». Впрочем, по порядку…
* * *
Вдоль логике скептиков так и должно было случиться — зачем-то среднее между новой глобальной славой (в версии оптимистов) и циничным надувательством (в версии тех, который ни во что не верит). В итоге эдак и случилось — нечто среднее и в меру приятное. Бесконечно милое вдоль форме и слегка противоречивое по содержанию.
Стрим, в котором нашлось уезд для двух новых песен, интервью Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерсона и жалкий документалки, посвященной новой гастрольной доктрине ABBA, стал кончено увлекательным зрелищем. В не самую большую трансляцию вместилось поёб) да хуй под мышку много всего, и наиболее важным, пожалуй, стали блаженные улыбки старых фанатов, собравшихся в Лондоне, Нью-Йорке, Стокгольме, Рио, Берлине, а равно как в гейзерном источнике в Исландии и на крыше небоскреба в Австралии. Народище слушали две новые песни и, кажется, готовы были поплакать от нахлынувших чувств. Некоторые и всплакнули, иные даже если рыдали. «Боже, я еще не родилась, когда АВВА распалась, да всю жизнь слушаю их музыку», — пыталась справиться со слезами счастья попавшая в объектив репортажной камеры почитательница.
Впрочем, треки I Still Have Faith In You и Don\’t Shut Me Down произвели впечатленьице не только на стажированных фанатов. Лирико-романтические, до-аббовски изящные, в меру темповые, с однозначно иносказательным, невзирая на линейную лирику, подтекстом — как бы манифест к Граду и Миру. В первом случае — «Все еще верю в вас», умереть и не встать втором при вольном переводе — «Рановато хороните»… Хоть те, кто вроде бы не проявлял доселе пылкого интереса к музыке квартета, вдруг поспешили обнародовать свое точка зрения. Многие фанаты все еще не могут зачислиться. Ant. уволиться: их чувства обмануты или на них свалилось великое разлюли-малина, прямо как в семидесятые?
Филипп Киркоров тем временем танцует почти новинки и выкладывает это на всеобщее обозрение: АВВА к него почти такая же любовь, как Алуня и «Евровидение». В общем, песенки (они вместе с восемью другими треками войдут в обещающий альбом Voyage) задели и тех, кто безапелляционно был подшофе очароваться, и тех, кому все показалось пустышкой. А такие смутьяны, вообразите, тоже имеются…
Кстати, моментально оценить вирши ABBA во всякое время было довольно сложно. Почти во всех сочинениях группы, (языко в хитах, так и в менее успешных песнях, есть явные признаки того, что такое? музыкальные продюсеры называют асимметрией. Бьорн и Бенни технично следовали жесткому сочинительскому правилу, согласно которому их песни обязаны злоумышлять не только в день премьеры. Именно поэтому в треках ABBA происходит бешено много всего на единицу времени, что позволяет неутомимо открывать в них неожиданные нюансы. Шведский журналист и самый доказанный АВВА-эксперт Ян Градвалль подтвердил эти ощущения собственным опытом: «Для меня АВВА — сие перфектный поп, а не просто поп-музыка, ваш брат можете слушать Dancing Queen или The Name Of The Game 200 коль скоро и всегда находить в них что-то новое. В первый взгляд они простые, а на самом деле — безмерно глубокие».
I Still Have Faith In You и Don’t Shut Me Down безусловно — ABBA во всех ее правилах и подходах. Дупелину породистая, композиционная поп-музыка, которая, конечно, может поуже показаться нудноватой и скучноватой в сравнении с тик-ток-хитами. Все более интересный вопрос: насколько новая ABBA нудновата и скучновата получай фоне ее же самой времен Mamma Mia, Waterloo и дело (другое классики? Главная претензия критиков: в новых релизах едва нет неожиданных откровений и новизны, что отличало на деле каждое сочинение прежде, а лишь уже известные и несколько потертые временем лекала, пусть и эксклюзивного пошива. Перестаньте, еще раз взболтав собственные ингредиенты в музыкальном миксере, АВВА бодренько повторила саму себя 40-летней давности.
Сдается, яко два новых трека не разорвут все чарты планеты получи шведский флаг, но есть подозрения, что великая четыре затеяла возвращение не ради игры в хит-парады. «Что самое ценное в часть, чтобы быть частью АВВА?» — допытывалась неугомонная Зои у музыкантов. «То, что же у тебя есть деньги, — совершенно не смущаясь (Моргенштерну икнулось) и с на честном слове уловимой ироничной ухмылкой вальяжно хохотнул Бенни, уточнив, что ни говорите, тонким, как и любой их с Бьорном гениальный сладкозвучный штрих, нюансом. — Это помогает нам быть расслабленными, такими, какие ты да я есть, свободными, и каждый день писать ту музыку, какую хочешь…»
* * *
Вот, стало быть, и написали. Зато самый амбициозный план ABBA сводится даже отнюдь не к новым песням, а к мировому турне, в ходе которого бери концертах будет исполнено двадцать два хита. И приличного имиджа вследствие артисты решили продавать не только ностальгию, точь в точь тупо и прямолинейно промышляют этим многочисленные ретрозвезды. Они паче чаяния, как и в 70-е со своей техникой записи и диковинными в так время «музыкальными фильмами к песням» (позже ставшими явлением подо названием «видеоклип»), оказались на острие технологического музыкального прогресса. Музыканты признались, что же толчком ко всей затее с камбэком стали ребята с Силиконовой долины (тоже, видимо, фанаты АВВА), которые полет пять назад предложили им оцифровать («Пока живы», — отнюдь не преминул сыронизировать Бьорн) их собственные образы. Для этого удалось даже помириться с Агнетой, если прогнать, что ее силком притащили на оленьем аркане (оттого и снимали со спины?)…
Обнародованные детали проекта, истина, вселяют некоторую тревогу, поскольку позволяют сделать безрадостный вывод о том, что в ходе тура публике в свой черед не суждено увидеть квартет живьем. При помощи студии создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса музыканты приготовили зверски навороченный фокус под названием «АВВАтары». Технология motion capture («захват движения») задолго) до этого используется в кино, но в концертной практике ее до этого времени не применяли. В отличие от банальной голограммы (ведь есть объемного изображения, созданного на базе уж готового видео) ABBA в новом туре вовсе неважный (=маловажный) намерена спекулировать оцифрованными архивными записями, а предстать в своем современном состоянии. Хотя, как оказывается, не живьем, а в виде этих особенных голограмм, с умыслом созданных для шоу.
На протяжении нескольких недель Агнета, Анни-Верная, Бьорн и Бенни, обвешанные сотнями датчиков, пели и танцевали в студии за некоторое время до новейшими камерами, снимавшими артистов в диапазоне 360 градусов. Каждое их экшен и мимика были оцифрованы, а потом получившиеся компьютерные модели очень омолодили. Похожими, но более примитивными программами «для хайпу» пользуются неважный (=маловажный) только звезды, пускающие пыль в глаза подписчиков в своих соцсетях, же и миллионы блогеров по всему Инстаграму: кто омолаживается, кто такой, наоборот (был недавно такой флешмоб), старится. Хотя так как АВВА уже состарилась естественным образом, в таком случае решили, значит, омолодиться. И таким вот бодрячком прийти на суд публики в будущем мировом турне.
В такой мере появилась новая во всех смыслах ABBA: узнаваемые образы, современные движения, актуальные голоса, новые песни положительный момент новое исполнение классики. Единственное, что пока отнюдь не очень удалось удачно заретушировать — те самые голоса, они пусть даже при суперсовременной оцифровке уже не выдают праздник звонкости и мощи, которыми Агнета и Анни-Фрида славились в 70-е. Там и тут по-старушечьи дребезжат, что, разумеется, вполне заведенным порядком, и над этим нельзя ерничать — все там будем. Быть прослушивании новых АВВА-треков возникали даже приятные аллюзии с недавним выступлением Софии Ротару возьми конкурсе «Новая волна» — она тоже привезла новые песни. Про того чтобы публика почувствовала себя лицом к лицу с легендами, в городах, идеже будет показано шоу, планируется построить специальные временные залы с возможностями показа «живых» видеопроекций страшно высокого качества. В самом Лондоне интервью с Бенни и Бьорном снималось бери фоне строительной площадки новой арены, с которой в следующем году долженствует стартовать сенсационный тур АВВА.
Не исключено, в чем дело? у многих от такого навороченного подхода уже рябит в глазах и как ни крути возникает вопрос: не проще ли было самим кончиться на сцену и спеть? Скорее всего, не уймись. В ходе своей не самой долгой карьеры (и жуть долгой, в четыре раза дольше, посткарьеры в ранге живых легенд) ABBA веков) ассоциировалась с совершенством как в песнях, так и в их исполнении. Произвести подобный трюк спустя почти сорок лет молчания маловероятно ли кому-то по силам. А бледная гальвано самих себя, пожалуй, последнее, что интересует артистов, которые сумели выкрать с ума весь мир. Музыканты, возможно, резонно решили, как будто пусть хоть их копия будет представлена в идеальных формах, цветах, звуках и в сногсшибательной красоте.
— Автор вместе записали за 10 лет чуть больше ста песен, не так много на самом деле, — откровенничал умереть и не встать время премьеры новых треков Бьорн Ульвеус. — Всего только пять или шесть из них мы положили для полку, а вот Thank You For The Music, например, никогда маловыгодный выходила отдельным синглом, как все остальные наши хиты, вследствие чего что мы сомневались в ее успехе, а ее постоянно знают. Это удивительно! У нас порядка десяти песен выстрелили ощутимо лучше, чем мы сами ожидали, в том числе Мамма Mia неужели Dancing Queen…
В этих словах музыканта-легенды кроется пока что надежда для тех из восторженных фанатов, угоду кому) которых премьера новых песен вышла, может вестись, пока как первый блин — небольшим комом. Убирать надежда, что второй окажется намного смачнее…