Нужнo существовать xoтя бы нeмнoжкo тoлстoвeдoм, чтoбы идeaльнo рaзбирaться в линияx пoтoмкoв «яснoпoлянскoгo oтшeльникa», нo нeслoжнo расследовать, чтo Oлeг Влaдимирoвич Тoлстoй (1927-1992) приxoдится eму прaвнукoм пo силуэт Ильи Львoвичa Тoлстoгo, у кoтoрoгo былo вoсeмь дeтeй, двoe с кoтoрыx oкaзaлись зa прeдeлaми Рoссии. С биoгрaфиeй рaзoбрaлись. Ноне неспешно посмотрим выставку.
Доченка Олега Толстого, художница Натаня Олеговна Толстая (получается, праправнучка Льва Николаевича), рассказала «МК» о судьбе предков:
– Подчас в 1945 году Толстые вернулись с Сербии, где они прожили например четверть века, они поселились в Москве и стали происходить в Ясной Поляне. Первым приехал моего дедушка Владимир Ильич Яснополянский мудрец, жена Ольга Михайловна, плохо его сына Олег и Люся. Во время поездок мои папа стал писать тама этюды и потом часто приезжал…
Яснополянские мотивы проступают в творчестве Олега Толстого в особенности выпукло: ничего не поделаешь с тем, чего это самая ценная рацион наследия. Картины «Никольско-Вяземское» 1988 годы (так называется имение предков Льва Толстого сообразно отцовской линии), «Ясная Полянка. Дом» 1991-го, «Ясная Кулига. Березы в снегу» (80-е), рисунки карандашом «Ясная Место. Вечер» и «Ясная Место. Пейзажи» (датируются семидесятыми годами), недотка тех же лет «Ясная Елань. Зима» не отличаются кричащими красками, безграмотный сражают наповал вычурностью. Однако в этом «тихом мастерстве» и стремлении к лаконичности принимать своя прелесть.
Скорее всего, иные работы, учитывая любовь Олега Владимировича Толстого к прогулкам в яснополянских окрестностях, не запрещается атрибутировать точнее, и тогда на пороге нами будет не простой «Сосны и береза», безвыгодный «просто» некая «Сирень» alias «безымянный» (беру до сего времени псевдооценочные слова в кавычки!) «Марина с красной крышей»…
Обаче, географические интересы художника были пошире бесконечно дорогой ему точки держи карте Тульской области.
О путешествиях и поисках, в томище числе духовных, свидетельствуют полотна разных парение: «Река Витим», «Севастопольская губа», «Дымы Севастополя», «Новодевичий ханака», «В Кубани», «Ледовый богатырь» – и наиболее пронзительные с этого списка «Чернотроп на Байкале» и «(славное ночью».
Также стоит только упомянуть, что на выставке представлены фотографии изо семейного архива, некоторым изо них – больше ста планирование, но есть и удаленные с нас хронологически не круглым счетом далеко. «Это я в детстве», – говорит Натуня Олеговна, показывая на Вотан из снимков.
Заметим, что картины Олега Владимировича Толстого хранятся в Русском музее, Калужском художественном музее, натурально же, в Музее-заповеднике «Ясная Поляночка» и в московском Государственном музее Льва Толстого. Остатки художественного наследия остается тоже у потомков.
В одном месте произведения собирают приставки не- так часто, так ась? этой весной ценителям живописи, точный, повезло. Конечно, было бы самое лучшее, если бы Галерея живописного искусства возьми 1-й Тверской-Ямской располагала такими но техническими возможностями, как Музей или Третьяковка, но любые нужда, скажем, по освещению, с лихвой компенсируются «намоленностью» пространства.