Нaскoлькo вeлик интeрeс к тeмe oбрaзoвaния в нaшeй стрaнe? Вeдь этo гoвoрит o тoм, чтo чeлoвeк бoлee силeн в сaмoдисциплинe, в пoстaнoвкe зaдaч и дoстижeнии цeлeй, чeм тoт, кoтoрый кaждый дeнь ездил на учебу в университет. К тому же наша страна часто показывает отличные результаты в области ИТ-разработки, но при этом университеты запаздывают с количеством специалистов. Произошел синтез двух специальностей — программирования и биологии, что привело к появлению генной инженерии. В средние века, когда общество и прогресс развивались не такими быстрыми темпами, это не было большой проблемой. Например, сейчас можно легко получить хорошее образование одновременно и в математике, и в искусстве. Но сейчас даже 20-летний технологический разрыв существенно меняет подход к передаваемым знаниям. На предстоящей в апреле IT-конференции iForum Довгополый выступит с докладом “Трансформация образования в постиндустриальную эпоху”. Скорее наоборот, многие компании сегодня принимают на работу людей без очного образования, полученного в вузе. Недавно Минобразования подписало с акселератором соглашение о сотрудничестве, которое должно помочь украинским ученым коммерциализировать собственные разработки. В течение многих веков каждое поколение учило последующие технологиям своего времени, а не чему-то принципиально новому. Раньше это не было доступно: надо было окончить два учебных заведения. Образование сейчас претерпевает достаточно большие изменения, что влияет не только на развитие общества, но и на развитие бизнеса. Я знаю примеры специальностей, которые появились именно таким образом. Как выглядит эта трансформация и какие проблемы возникают на ее пути? В рамках работы украинского бизнес-акселератора для технологических стартапов GrowthUP его основатель Денис Довгополый и команда с 2008 года прочитали лекции по технологическому предпринимательству для почти 6 тыс. На смену классическому образованию постепенно приходит онлайн-образование. Из-за этой проблемы коренным образом изменяются структуры образования. Одно дело, когда ты ходишь каждое утро на учебу в университет, а другое — когда ты находишься дома и вместо развлечений включаешь ноутбук и слушаешь онлайн-курс. Думаю, таких специальностей будет все больше. Его роль настолько велика, что теперь можно вообще не получать традиционное “оффлайновое” образование. Но здесь тоже есть серьезная проблема: в среднем до 95% тех, кто начал курс, не проходят его до конца. Обусловленный этим кризис постоянно нарастает, причем не только у нас, но и во всем мире. Так, если 20 лет назад генные инженеры были биологами по образованию, то сейчас они в первую очередь,программисты. В этом направлении ожидаются некоторые изменения, о которых я хочу рассказать. Если ранее соискателю могли отказать, потому что “без образования не берем”, то теперь достаточно получить диплом какого-либо второразрядного института и дополнить его курсами ведущих университетов. Многие ведущие университеты, такие как Стэнфорд, MIT и другие, открыли курсы онлайн-обучения. Вообще, я до сих пор скептически отношусь к онлайн-образованию как к основному. Я давно занимаюсь образованием, и в этой сфере есть несколько ключевых проблем, на которые я хочу обратить внимание. У студента есть три пути: получить классическое очное образование, онлайн-образование или скомбинировать оба типа. Но очень позитивно смотрю на него как на дополнение к очному образованию. Кроме того, моя лекция посвящена новым синтетическим специальностям, когда объединяются направления, ранее никак не пересекавшиеся. Но наличие диплома вуза все еще остается обязательным требованием для многих работодателей? В итоге отсутствие высшего образования уже не является каким-то камнем преткновения для работодателя. Сейчас можно получить одно очное образование, допустим, по математике, и параллельно получить достаточно качественные знания в области искусства с помощью онлайн-курсов.