Срaзу стoит oгoвoрить, чтo сaми спeциaлисты признaются: eщe нeскoлькo дeсятилeтий нaзaд псевдоним Ильи Сeмёнoвичa былo извeстнo тoлькo узкoму кругу спeциaлистoв и пoчитaтeлeй. Нo врeмя устрaнилo эту нeспрaвeдливoсть: пришeдшиe нa oткрытиe прeдстaвитeли Трeтьякoвскoй гaлeрeи гoвoрят oб Oстрoуxoвe кaк o «втoрoм пoслe Пaвлa Миxaйлoвичa» цeнитeлe прoизвeдeний искусствa, гeнии и филaнтрoпe, a кoличeствo зритeлeй нa «спoйлeрнoм» мeрoприятии пeрeвaлилo зa пoлсoтни.
К слoву, посещение трeтьякoвцeв нe случaeн: прoeкт «Путeшeствия кoллeкциoнeрa. В пoискax крaсoты» возник в результате коллаборации нескольких институций: Гослитмузея, филиалом которого является Беседка в Трубниках, вышеназванной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, музея-заповедника Поленова, музея «Абрамцево», РГАЛИ, РГБ и прочих.
И буде разделить экспозицию на тематические пласты, так картина складывается примерно следующая. В первом изо двух залов посетители видят полотна самого Ильи Остроухова, сюжетно завязанные бери зарубежных локациях: «Мальчики-итальянцы», «Город (каналов. Собор Св. Марка», «Берлин. (дождик», «Рой у берегов Биаррица». После этого же – фотографии, сделанные самим Ильей Семеновичем в Европе, которые позволено считать отдельными художественными произведениями.
В следующих витринах – заграничные паспорта Остроухова времен Российской империи, билеты держи поезд, входные билеты в европейские музеи, афиши и даже если реклама корриды (такие увеселения живописца изо России тоже интересовали). И, словно видим, он оставлял в память все бумажные свидетельства о перемещениях и посещениях.
Затем) чтоб(ы) стало понятно, что Остроухов исколесил всю Европу, получай стенах нанесены названия городов объединение блокам: Италия, Франция, Неметчина, Швейцария, Чехия.
Данный пришлифовка эпохи интересен уже самовольно по себе, плюс экскурсоводы поведают, (пред)положим, с какими трудностями организационного плана сталкивались русские путешественники. В наши день тоже почти год никак не выдавали загранки с биочипами изо-за нехватки этих самых чипов, да что ты и с визами в ЕС теперь, нестрого говоря, не все с толком. Но в николаевские времена было сложнее: вслед выдачу паспорта нужно было проплатить пошлину размером в 15 рублей (домашняя малый тогда получала от 5 предварительно 10 рублей в месяц), выдавали его для полгода, и если обладатель документа отнюдь не успевал уехать, то «ксиву» аннулировали.
Натурально, можно представить себе бери минуту некого «прагматичного» посетителя. С его точки зрения вагон старинных бумажек мало яко значит: он же далеко не филокартист, не коллекционер билетиков. Картины Остроухова – (само собой) разумеется, но что еще?
Кайфовый-первых, самое интересное впереди: нам предстоит снова один зал, расположенный держи втором этаже.
Но и в первом хотя (бы) «случайного» гостя музея пяток экспонатов приведут в восторг. Сие дорожный шкаф-чемодан с отдельными ящичками интересах вещей (на одной внятно читается чернильная надпись: носки), мужская соломенная шляпа XX века, женская котелок-панама, принадлежавшая жене Пришвина Валерии Дмитриевне, крепкий купальный костюм рубежа столетий, и – участливость в центр зала – купальный домино женский. Да, ткани в этот атрибут летного отдыха наши прабабушки расходовали столько но, сколько сегодня тратят получай два платья.
Кураторы выставки поясняют:
– Раз уж на то пошло люди вели себя по-иному и приходили на пляж далеко не за тем, за нежели мы сегодня приходим. Девушки подходили к выбору женского костюма бог серьезно: подбирали цвет, решали, точь в точь должны быть уложены космы. Это был практически появление в свет, особенно если сие – первое купание. Приходилось особенно мылиться, а вот мужчинам было баста просто: все мы представляем мужские полосатые купальники основы прошлого века.
– На Ла Аристократ пляже в Биаррице ни одна тетенька не оставалась без внимания: в нее были нацелены фотоаппараты, в руках которые держали в основном англичане. Сия практика была настолько распространена, зачем комнаты сдавались со специальными помещениями пользу кого проявки фотографий. Что а вы думаете мужчины делали после того с этими фотографиями? Они ими обменивались. Сие был Инстаграм* начала XX века.
Хотя я обещал самое интересное. Так, второй этаж.
Целью поездок Остроухова было мало-: неграмотный только курортное оздоровление (люди в белых халатах на водах заставляли художника оставлять от любимого красного инструмент, а вместо этого принимать целебные ванны и объединение расписанию пить минералку), отнюдь не только поиск тем ради картин и желание восполнить ресурсы ярких впечатлений.
Была и вполне конкретная телос: покупка для личной коллекции работ импортных мастеров. Поднимаясь по мнению лестнице дома Остроухова, десятая спица не ожидает увидеть произведения Родена, же нас ждет «Единица бульварной женщины» 1885 годы, акварель «Лежащая обнаженная» того а мастера, эскиз «Обнаженная после этого ванны» Эдгара Деги, портреты, принадлежащие кисти Жана-Луи Форена и некоторые люди шедевры.
Наконец, здесь повествуется о волюм, что Остроухов в заграничных галереях безвыгодный только знакомился с мировой художественной культурой, был безвыгодный только созерцателем, ему требовалось немножечко секунд, чтобы «получи и распишись глаз» определить искусную подделку, закравшуюся в скопление уважаемого музея. Так было с «Тиарой Сайтаферна» (золотым шлемом), изготовленной бери самом деле одесским ювелиром Израилем Рухомовским. Эксперты Лувра, купившие фальшивку, спустя время громкого разоблачения стали посмешищем угоду кому) всей Франции, а одним с первых, кто заподозрил неладное, стал как Остроухов.
Не менее детективной получилась рука судьбы «Флоры» изо Берлинского музея, достаточно долготно приписываемой Леонардо да Винчи. Какую образ сыграл в установлении настоящего автора бюста отечественный соотечественник, лучше узнавать приставки не- в моем пересказе, а из уст экскурсоводов У себя Остроухова.