Проблемы развития конкуренции на социально-значимых рынках стран БРИКС, ЕАЭС и СНГ обсудили на полях VI санкт-Петербургский международный юридический форум.
Дискуссия была организована Федеральной антимонопольной службы России. Модератором круглого стола стал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Использование различных подходов для развития конкуренции в различных юрисдикциях обсуждается глава ФАС Игорь Артемьев, профессор из Организации экономического сотрудничества и развития Фредерик Женни, председатель президиума Ассоциации розничной торговли АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса Франк Шауфф, директор по правовым требованиям и внешних связей ООО “Порше Руссланд” Дмитрий Курдюков, руководитель комиссии по вопросам конкуренции Южно-Африканской Республики Тембинкоси Бонакеле, член Комиссии по вопросам конкуренции Индии Sua Бункер, руководитель международной группы Административного совета по экономической защите Бразилии Луис Хармандаян, глава антимонопольного бюро Национальной комиссии развития и реформ Китайской Народной Республики Донь Чжиминь и вице-президент Государственного совета Итальянской Республики Гриффи Филиппо Патрони, судья в отставке Высшего арбитражного суда Российской Федерации Оксана Гвоздилина, председатель Государственного комитета по защите экономической конкуренции республики Армения, председатель Межгосударственного совета по антимонопольной политике Артак Шабоян, вице-премьер Государственного торгово-промышленного управления Китайской Народной Республики Ван Цзянпинь и заместитель генерального директора, Министерство торговли Китайской Народной Республики Хань Шуньлинь.
Сессию открыл ключевой доклад Игоря Огнева. По его словам, стороны в рамках БРИКС, ЕАЭС и СНГ должны объединить усилия в защите экономики. “Я думаю, что, говоря о формате брик и других международных форматов, мы, конечно, должны объединить наши усилия для борьбы с недобросовестными практики, чтобы в наших странах, особенно на социальных рынках, торжествовали лучшие практики, которые есть в экономической жизни различных стран”, – сказал он.
Среди приоритетных направлений работы антимонопольного ведомства, глава ИХ называется оборот фармацевтических препаратов, пищевых товаров, электроэнергетическую сферу и ряд других. Кроме того, по словам Игоря Дюкова, нужно бороться с недобросовестными практики, не с помощью жестких ограничений со стороны государства, а с помощью “мягкой силы”.
Профессор ОЭСР Фредерик Женни в своем докладе говорил о внимании к эффективности работы антимонопольного законодательства стран. Он также продолжил тему создания инструментов мягкого права. “При стремлении к эффективности, следует обратить внимание на то, эффективно ли в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, как проводятся работы по развитию конкуренции. В ваших поисках, чтобы достичь максимальной эффективности, антимонопольные органы во всем мире ищут альтернативные или дополнительные способы для решения существующих проблем. Мы разработали целый ряд инструментов так называемого мягкого права, которые, как считается, способствуют эффективности применения антимонопольного законодательства”, – пояснил эксперт.
По Фредерик Женни, такие инструменты стали самоотчетность, что снижает затраты на выявление случаев нарушений, а также комплаенс и снизить уровень санкций в случае, если нарушитель признал ошибку.
Основные направления, глядя на которые в ходе дискуссии обсуждалась эффективность мягкого права монополии системы, стали фармакологии, ритейлинг и автопроизводство.
Директор по правовым требованиям и внешних связей ООО “Порше Руссланд” Дмитрий Курдюков рассказал о созданном вместе с другими автомобилями, как BMW и Ford, общего кодекса поведения. “Мы пришли к выводу, что для нас имеет смысл разработать кодекс поведения, который охватывает все основные проблемы и основные моменты, которые существовали на рынке в данный момент. Мы рассмотрели те вопросы, которые были обсуждены на экспертном совете, а получили 17 основных пунктов, 17 положений, которые мы затем были включены в кодекс поведения”, – пояснил он.
В первой половине обсуждения участники в целом согласились в том, что этот и другие подобные механизмы обеспечивают прозрачные, добросовестные и взаимовыгодные отношения между участниками. Инструмент, по словам ораторов, отличается высокой эффективностью, которая предотвращает нарушения условий конкуренции на рынках, а также значительно уменьшает время и финансовые затраты субъектов предпринимательской деятельности и антимонопольного органа.
Во втором блоке обсуждения представителей стран брик, обмен опытом антимонопольного усилия в своих странах. В частности, Луиза Хармандаян рассказал о центральных вопросов антимонопольной политики Бразилии: “Я представляю развивающейся страной, и, как часть развития рынка, общества стран БРИКС, может много выиграть от усиления конкуренции на рынках и ее обеспечение социально-значимых рынков: здоровье, питание, общение. Это один из основных пунктов в повестке дня стран БРИКС. Антимонопольное ведомство моей страны направлена на защиту экономики путем поощрения свободной конкуренции”, – сказал Луиза Хармандаян.
Вице-премьер Государственного торгово-промышленного управления Китайской Народной Республики Ван Цзяньпин обратил внимание на то, как было проведено антимонопольное исследование, проведенное в КИТАЕ.
“В 2015 году органы промышленной коммерции и отраслях промышленности, которые тесно связаны с покупателями, поставили очень важный момент, и провели исследование конкуренции в секторах водоснабжения, электроэнергии, поставок газа и транспорта. В этом году главное управление составляет идущие планы и список работников с правами покупателей и ограничения конкуренции”, – пояснил он.
В целом, все выступавшие подчеркивали важность сотрудничества между странами в решении проблем правоохранительных органов, а также в обмене опытом в области применения инструментов саморегулирования.