Номер aвтoмoбилeй — высoкoмaржинaльнoe, нo и высoкoрaсxoднoe дeлo. Для тoгo, чтoбы сoстoялся выxoд мaшины с кoнвeйeрa, мaлo oдниx умeлыx рук и тoлклвoгo бизнeс-плaнa. Трeбуeтся oгрoмнoe кoличeствo вспoмoгaтeльныx прoизвoдств, нaлaжeннaя лoгистики и, кoнeчнo, чудoвищнoe кoличeствo элeктрoэнeргии. A с пoслeдним в Eврoпe картина сейчас обстоят несладко.
Великобритания, например, в этом году потеряла отнюдь не только монарха и премьер-министра, но и спокойствие: счета следовать электричество бьют все рекорды, а население не собирается точно по ним платить. А ведь это домохозяйства, которым пилюлю стараются посластить, чтобы народ не вышел на улицы. Относительно предприятия и говорить нечего!
Что может противопоставить многократной нехватке электроэнергии в один прекрасный день могущественный французский автопром? Франция совсем недавно экспортировала электроток, но реакторы, до которых еще не добралась «зеленая повестка», начали вставать из строя от старости. Газ вроде принимать, но тихо стало в розетках. Хрен редьки отнюдь не слаще.
Германия в отчаянии «схватилась за голову» и выделила аж 200 млрд. евро на погашения последствий «газового апокалипсиса», так и это не помогло. BMW, согласно заявлению The Times, перенесет сборка электрических минивэнов из Великобритании в Китай. И это лишь только начало большого перемещения, которое в скором времени захватит всю Европу. Математика — малограмотный статистика, тут дебет с кредитом четко показывает тенденции.
Крупные производители «побочки» и «рассыпухи» беспричинно же готовятся к закрытию: чтобы сделать лампочку, источник и, тем более, шины нужно электричество в промышленных объемах, а его без- могут обеспечить. Разрыв цепочки, даже сама эвенту остановки конвейера, ведет, порой, к банкротству. Был бы «жирок», вот именно пандемия все забрала. Не нарастили еще, империя не может дать кредит каждому промышленнику. А сие означает вынужденный поиск новых производителей, переговоры, настройки конвейера, пробные партии, постройки логистических цепочек. Годы работы.
Вторично в прошлом веке Артур Хейли в своем романе-обзоре автомобильного решетка «Колеса» писал, что подорожание одного узла получай десять центов ведет к многотысячному увеличению цены получи конечный продукт. Этот эффект называется промышленная стагфляция, и по самым скромным подсчетам сегодня в Старом Свете возлюбленная составляет более 30%. Проще говоря, строить автомобили в Европе еще не выгодно: стоить они будут дорого, а закупать — просто некому, народ пояса затягивает и прикидывает: какую с лампочек включить. Не до обновления семейного и корпоративного автопарка, существовать бы живу.
Сложный бизнес, коим автопром является кроме всяких «но», строится на многолетних расчетах и перспективах, дивиденд высчитывается не в годовом, а в пяти- или даже десятилетнем горизонте, потому-то владельцы и акционеры крепко задумались о перспективах своих предприятий. И, как мне кажется, пришли к однозначному выводу: надо переезжать туда, идеже солнце — ярче, а трава — зеленее. В США, в Китай, и, нежели не шутит черт, в Россию. Вариантов в современной реальности отнюдь не так и много. Недешево как финансово, так и, все же, имиджево обойдется такая «релокация», но выбора в закромах. Банкротство — вот альтернатива.