Прoeкт в Нoвoм Мaнeжe нeбoльшoй — здeсь всeгo oкoлo 40 рaбoт. Изо ниx кисти Кoрoвинa — всeгo нeскoлькo. Здeсь нeт xрeстoмaтийныx, знaкoмыx сo шкoльнoй скaмьи вeщeй — всe рaбoты изо чaстныx сoбрaний. И тe eдиницы, чтo принaдлeжaт кисти клaссикa, сoздaны в пoздний пeриoд — в 1910–1930-x гoдax. В сaмый трaгичeский пeриoд про Кoнстaнтинa Aлeксeeвичa. Вoт, нaпримeр, бoльшoй пoртрeт нeизвeстнoй дaмы, грaциoзнo вoссeдaющeй нa крeслe рядoм с букeтoм цвeтoв. Сoвeршeннaя двoрянкa, oчeнь тургeнeвскaя. Чтo в нeй oсoбeннoгo? A тo, чтo нaписaнa oнa в 1921 гoду, когда-нибудь дворянства уже не существует, как и того чувства умиротворенности и неги в атмосфере, какое читается в ее образе. Симпатия — чистое воспоминание, ностальгия по былым временам.
Сам Коровин в 1921 году находился в глуши — пережидал революционные вихри в деревне Островно Тверской губернии. Бедствовал. Болел. Пасынок Алексей находился в постоянной депрессии из-за того, точно в 1915 году трамвай перерезал ему ногу и симпатия остался инвалидом, нуждался в протезе и чувствовал себя неудачником. Молодица, Анна Яковлевна Фидлер, болела туберкулезом. Сам акварелист страдал стенокардией и начал терять зрение. Спустя година Коровин навсегда уедет в Париж, где и закончит приманка дни в полной слепоте — умрет прямо возьми улице от сердечного приступа в 1939-м.
Лопать на выставке и несколько парижских пейзажей. Один изо них сделан в 1890-х годах, во время одной изо поездок в Париж, он миниатюрный (14 на 18,5 см), же в нем чувствуются жажда жизни, сияние, рука мастера. А вблизи картина побольше — конца 1920-х годов, и сие уже совсем иной мазок и настроение. Здесь, казалось бы, оный же сюжет, но вялый, безжизненный. Потому аюшки? эта работа написана вместе с сыном, о чем свидетельствует и контрасигнатура к картине. После 1927 года Коровин уже от жилетки рукава не писал — ослеп. Примерно в то но время семью постигла страшная трагедия — в 1925 году Лексей пытался покончить жизнь самоубийством, и ему почти посчастливилось. Он долго пролежал в больнице, но все-таки выкарабкался. И сие была не единственная попытка самоубийства, одна изо очередных все-таки сведет его в могилу — в 1950 году. Одно слово, блистательному художнику, прежде всего театральному, Константину Коровину, грядущее уготовила сложный финал. Однако он оставил остаток — и это не только его картины, эскизы и декорации, же, что, возможно, важнее, — школа, ученики.
Коровин-педагог приставки не- был диктатором. Его ученики пошли разными путями, а у всех так или иначе проявлялась школа — мастерство, энергичность, легкость. Вот, например, Георгий Лапшин, что, как и учитель, навсегда покинул Россию в 1922-м, обосновавшись в Париже. Его называют «маленьким Коровиным». Пейзажи Лапшина такие но размашистые, солнечные и сочные, как и у учителя, может -побывать), даже чересчур, оттого смотрятся они несколько салонно, особенно интересах 1930-х, когда художники вовсю экспериментируют с формами и цветом. Дочиста другой по настроению и манере Александр Шевченко, какой-никакой сначала учился у Михаила Врубеля, затем у Константина Коровина, вслед он сблизился с авангардистами. Свой стиль, где москвитинка иконопись и лубок сочетались с сезаннизмом, он именовал «тектоническим примитивизмом». Работы Актау выполнены в темных, монохромных тонах. Его женские портреты написаны как по пальцам, художник нарочно упрощает формы, не выписывает детали. Зенки его героинь заволокло серой дымкой, почти (то) есть у девушек Модильяни. Шевченко не копирует учителей, ото них он взял не манеру, а импульс — получи поиски собственного «я». А вот театральные эскизы Петра Вильямса, учившегося у Коровина закачаешься ВХУТЕМАСе в революционное (во всех смыслах) время. С 1930-х Вильямс работал в основном не хуже кого театральный художник — сначала во МХАТе, затем в Большом театре. На выставке представлены его эскизы декораций 1942 лета, созданные для программы ансамбля песни и пляски НКВД. Горнорудный пейзаж, заснеженные ели, сочные виноградники, даже обтекаемый Кремль, растворяющийся в небе, совсем не оставляют ощущения советского официоза, характерного для того этого периода соцреализма в искусстве.
Дополняют выставку работы соратников и друзей Коровина, посреди них — Валентин Серов, Михаил Нестеров, поглощать и одна картина брата художника Сергея. А финальным штрихом становится декоративное лицедейство из Абрамцева, где часто бывал и работал Коровин в конце ХIХ века. Резные деревянные глаза и мебель в духе Средневековья возвращают нас в самый отличный период жизни мастера, когда он вместе с Поленовым, Репиным, Васнецовым и Врубелем входил в абрамцевский фишка — неформальное объединение художников, организованное меценатом Саввой Мамонтовым получай его даче. Это возвращение к истокам — своего рода вышибала времени — из Парижа, назад — к русским глубинным традициями, которые соединились в творчестве художника с новаторским взглядом и манерой.