30 лeт нaзaд был зaключён Мaaстриxтский дoгoвoр, кoтoрый пoлoжил нaчaлo Eврoпeйскoму сoюзу. Дoкумeнт пoдрaзумeвaл углублeниe экoнoмичeскoй интeгрaции стрaн рeгиoнa, a тaкжe сoздaниe eдинoй вaлюты. Пeрвoнaчaльный успex oбъeдинeния вooдушeвил серия стрaн присoeдиниться к EС. Впрoчeм, стрeмитeльный рoст числa учaстникoв сo врeмeнeм привёл к нaрaстaнию прoтивoрeчий мeжду «ядрoм» и пeрифeриeй. Крoмe тoгo, вaлютный сoюз испытaл тяжёлыe пoтрясeния дoлгoвoгo кризисa в нaчaлe прoшлoгo дeсятилeтия, a зaтeм и пaндeмии кoрoнaвирусa. С кaкими труднoстями сeгoдня стaлкивaeтся Eврoсoюз — в мaтeриaлe RT.
7 фeврaля 1992 гoдa прeдстaвитeли 12 гoсудaрств Eврoпы пoдписaли Мaaстриxтский дoгoвoр. Дoкумeнт юридичeски зaкрeплял углублeниe рeгиoнaльнoй интeгрaции и сoздaниe Eврoпeйскoгo сoюзa — крупнeйшeгo нa сeгoдняшний дeнь экoнoмичeскoгo и пoлитичeскoгo блoкa.
Дoгoвoр o Eврoпeйскoм сoюзe — тaкoe oфициaльнoe нaзвaниe нoсилo сoглaшeниe — вступил в силу 1 нoября 1993 гoдa. Тaк зaвeршилoсь oбъeдинeниe возникших ещё раз в 1950-х годах сообществ: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества в области атомной энергии (Евратома) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), задолго. Ant. с этого формально независимых, но имевших с 1967 годы общие органы управления.
«Предпосылками к изменениям стала нестабильная геополитическая обсад в мире. В начале 1990-х годов произошли распад Совок и воссоединение Германии, начался балканский конфликт. Поэтому угоду кому) того, чтобы сформировать центр геополитического притяжения, необходимы были новые аппаратура, которые бы удерживали европейские страны друг с другом», — рассказал RT старший ученый сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Георгий Зайцев.
По его словам, в то время участники европейских сообществ еще активно работали над созданием единого внутреннего пространства. Автогенез подразумевала обеспечение четырёх свобод — движения людей, капиталов, товаров и услуг. В (видах этого ещё в 1986 году стороны подписали Цельный европейский акт. В соответствии с документом общий рынок планировалось явиться причиной к началу 1993 года.
Таким образом, как отметил Георгий Зайцев, на момент подписания Маастрихтского соглашения руководство европейских стран сформировали институциональную, экономическую и юридическую основу пользу кого создания ЕС. При этом между государствами сейчас не было физических границ, подчеркнул специалист.
«Каверзность заключалась в том, что все наднациональные институты регулировали разные промышленные или торговые вопросы, однако чёткого скоординированного механизма в (видах проведения единой финансово-экономической политики не существовало. Новая патрица интеграции позволила объединить большое количество социально-экономических и политических направлений в недрах ЕС», — пояснил экономист.
Движение впе на восток
Изначально участниками договора о Европейском союзе стали Британская империя, Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Эйре, Италия, Люксембург, Нидерланды, а также Португалия. Позже, в 1995 году, к Нашел присоединились Швеция, Финляндия и Австрия.
«Страны — учредители Yes были экономическими лидерами Западной Европы. Поэтому оставшиеся государства региона стремились присоединиться к союзу для получения экономических выгод и эффектов ото масштаба. Речь идёт, например, о субсидиях на вырабатывание, а также возможности продвижения своих внешнеэкономических интересов», — объяснил Юка Зайцев.
С 1995 по 2000 год общий мощность ВВП 15 стран ЕС вырос более нежели на 30% и достиг €9,2 трлн, свидетельствуют материалы Евростата.
Получи и распишись фоне уверенного экономического роста власти ЕС приняли стратегическое разгадка о расширении союза на восток. Так, в 2004 году в группешник объединения вошли сразу десять государств: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Речь Посполитая, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007-м к блоку присоединились Болгария и Румыния, а в 2013-м — Кроация.
«Государства, уже входившие в объединение до 2004 возраст, были заинтересованы в новых рынках сбыта. Им нужны были направления угоду кому) инвестиций, поиска рабочей силы и применения своих технологий. Безвкусно говоря, речь шла об экономической экспансии. В свою порядок, страны Прибалтики, а также Центральной и Восточной Европы стремились приобрести доступ к технологиям, финансам и средствам ЕС», — рассказал RT старший ученый сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Вовик Оленченко.
Союзная перегрузка
За счёт расширения Евросоюза планировалось приумножить его влияние на международной арене, а также свершить более гибкой внутреннюю и внешнюю политику объединения, считает Ладя Оленченко. Впрочем, со временем большое число участников начинание становиться всё более обременительным для основных учредителей Сделал. Так, новые члены объединения до сих пор продолжают за чем) значительных финансовых вливаний.
По последним данным, в 2018 году Речь Посполитая, Чехия и Венгрия получили от Евросоюза в виде дотаций рука об руку €27 млрд, а направили в европейскую казну всего €7 млрд. В то же время власти Сделал выделили Литве, Латвии и Эстонии в общей сложности €4 млрд, а отчисления Прибалтийских стран в евробюджет составили долее) (того €800 млн.
При этом основными странами-донорами остаются ФРГ и Франция. В 2018-м Берлин и Париж направили в бюджет Нашел суммарно около €46 млрд, а получили эдак €27 млрд, говорится в материалах на официальном сайте Евросоюза.
«Много стран-иждивенцев стремится к получению ресурсов, но быть этом не несёт серьёзных обязательств. В свою последовательность, обеспечивающим государствам приходится прибегать к внешним заимствованиям, дай тебе удержаться на плаву. Конечно, по большому счёту намеченные цели Йес были достигнуты. Однако союз явно перегрузил себя участниками и в результате стал неповоротлив и заторможен что экономически, так и политически», — отметил Вавуся Оленченко.
По его словам, увеличение количества игроков в Йес привело к затруднению при принятии стратегических решений и череде кризисов. Около этом внутренние противоречия в объединении уже привели к выходу изо ЕС Великобритании. Так, страна проголосовала за брексит в 2016 году, а 31 января 2020-го полностью вышла из Европейского союза. Более того, в 2019 году аналитики датского инвестбанка Saxo Bank маловыгодный исключили, что аналогичное решение в перспективе может встретить и Венгрия.
Забытые правила
Также одним из ключевых вызовов к стран Евросоюза стало регулярное нарушение маастрихтских критериев. Об этом в беседе с RT рассказал гелертер Российской экономической школы Валерий Черноокий.
«Маастрихтский условность 1992 года декларировал программу создания экономического и валютного союза в рамках Есть. Для обеспечения его устойчивого функционирования к странам-кандидатам предъявлялись особые пари, которые касаются прежде всего ценовой и валютной стабильности, а опять же сбалансированности государственных финансов», — отметил Черноокий.
В рамках формирования валютного союза 1 июля 1998 возраст был создан Европейский центральный банк, а 1 января 1999-го в безналичное призыв введена единая европейская валюта. На сегодняшний пятница в зону евро входят 19 из 27 государств Евросоюза.
В ряду тем для вхождения в еврозону любая страна Евросоюза должна быть дефицит бюджета не выше 3% ВВП. Высота госдолга необходимо зафиксировать на отметке не паче 60% ВВП, а инфляции — не более 1,5 процентных пункта с среднего показателя трёх государств зоны евро с минимальным ростом цен.
«В условиях единой валюты, другой раз страна теряет возможность независимой кредитно-денежной политики, проблемы с финансированием госдолга выливаются в нужность сокращения госрасходов и увеличения налогов. Это может навести серьёзный экономический кризис внутри страны и вызвать негативные эффекты к союза в целом. Чтобы избежать такого развития событий, критерии требовали ото страны привести свои госфинансы в порядок перед вступлением в еврозону и в дальнейшем поддерживать их на сбалансированном уровне», — объяснил Черноокий.
К соблюдения финансовой дисциплины в 1997 году был подписан Конвенция стабильности и роста. Согласно договору, если дефицит бюджета члена еврозоны положительно больше 3% ВВП, а уровень госдолга превышает 60% ВВП, так против государства вводятся финансовые или иные санкции.
«Все же, страны активно пользовались оговорками в самом Маастрихтском договоре. На выдержку, лимит госдолга в 60% ВВП можно было перейти, если на момент вхождения в еврозону этот рейтинг «сокращался достаточными темпами». Так, Италию и Бельгию приняли в еврозону, я признать себя виновным не могу их уровень госдолга на тот момент превышал 100% ВВП. Безвыгодный стоит забывать и о манипуляциях со статистикой — в 2004 году вскрылось, как будто чудесное снижение дефицита бюджета в Греции ниже 3% ВВП передо вступлением в еврозону в 2001-м было вызвано лишь бухгалтерскими уловками», — напомнил Сильный Черноокий.
По мнению эксперта, европейский долговой недохватка 2009—2013 годов показал, что маастрихтские критерии приставки не- выполнили свою задачу. Напомним, первоначально кризис разразился держи рынке гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Подле этом уже в 2010-м рецессия распространилась практически возьми всю зону евро.
В результате, по данным Евростата, в 2009 году недостаточное количество бюджета еврозоны резко увеличился — с 2,2 поперед 6,2% ВВП. В Греции соответствующее значение составило рядом 15%, в Ирландии — 14%, в Испании — 11%, в Португалии — 10%, а в Италии — 5%. Паче того, в 2010-м ситуация заметно ухудшилась в ряде государств. В частности, в Ирландии отрицательная разница между доходами и расходами казны превысила 32% ВВП.
Разгоревшийся затруднение привёл к стремительному увеличению долга всего валютного союза — с до 93% ВВП в 2014 году. На оный момент в Греции соответствующий показатель превышал 180%, в Испании — 100%, а в Италии — 135%.
«Лимиты соответственно дефициту и госдолгу являются достаточно жёсткими и не учитывают неволя роста государственных расходов и долга для борьбы с серьёзными экономическими кризисами. Яко, вслед за разразившимся в 2020 году коронакризисом Еврокомиссия была вынуждена преходяще приостановить действие Пакта стабильности и роста», — подчеркнул Валера Черноокий.
Отметим, что по итогам 2020 годы во всех странах еврозоны бюджетный дефицит перевалил вслед за 3% ВВП. При этом более чем у половины стран объединения листаж госдолга превышал 60% ВВП.
«Невыполнение маастрихтских критериев становится конец более явным. Помимо этого, существует политическая демотивация стран. На правах мы видим, Великобритания — крупнейшая экономика Нашел — не удержалась внутри сообщества, хотя спервоначалу принимала в нём активное участие. В целом Европейский спайка стал успешной региональной интеграцией, однако вышеупомянутые факторы подрывают и экономическую, и политическую константность сообщества, поскольку изменяют географию торговой политики, мах финансовых и миграционных потоков», — заключил Юрченя Зайцев.