Выстaвкa-мaршрут «Oтвeргнутыe шeдeвры. Вызoв Пaвлa Трeтьякoвa» включaeт в сeбя 23 рaбoты, рaспoлoжeнныe нa пeрвoм и втoрoм этaжe пoстoяннoй экспoзиции в Лaврушинскoм пeрeулкe. Кaждoe xрeстoмaтийнoe прoизвeдeниe выдeлeнo спeциaльными стoйкaми с пoяснитeльным тeкстoм. Иx слoжнo нe зaмeтить в зaлax, oднaкo, чтoбы oтыскaть всe «oтвeргнутыe шeдeвры», придeтся прoйти «пoстoянку» вдoль и пoпeрeк. Тaкaя вылазка превращает экскурсию по классики в увлекательный квест.
Хана работы, ставшие его частью, связаны с именем Павла Третьякова. 15 изо них были куплены основателем музеях вопреки общественному мнению. Есть такие не соответствовали вкусам мецената, но он по сей день равно их покупал, понимая значимость произведений. Три картины Третьяков после разным причинам отказался приобретать. Остальные были куплены Советом музея со временем смерти коллекционера, следуя его политики.
Есть на выставке-маршруте вещи, которые вызвали раздражение по очевидным причинам. Например, работа Василия Перова «Сельский крестный движение на Пасху», где изображен пьяный раскрасневшийся отец, который еле держится на ногах. Понятно, ровно столь реалистичный социальный сюжет не понравился поборникам церкви. Тож «Неизвестная» кисти Ивана Крамского, знакомая каждому школьнику. Вопреки на то что художника и коллекционера связывала близкая братание, Третьяков отверг эту работу. Картина, которую многие назвали салонной, вызвала неоднозначную реакцию в обществе, при всем том на ней изображена содержанка. «Она прекрасна и надменна, же может ли быть столь идеальна такая дамочка, которой закрыт доступ в приличные дома?», «Не как не стыдно ли любоваться ею?», «Выходит, нравственные критерии и сладкозвучность тела и души никак не связаны?» — захлебывались вопросами критики и аудитория. «Боярыня Морозова» Сурикова, «Апофеоз войны» Верещагина, «Иван Страшный и его сын Иван» Репина, «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова — шабаш эти работы вызывали бурную дискуссию по разным, однако понятным причинам, и скандал только добавил им известности.
Но есть в квесте и неочевидный ради нас сегодняшних выбор. Что не так в пейзаже «Березовая роща» Архипа Куинджи? А все-таки споры вокруг этой картины привели к тому, который сам автор и его главный оппонент Михаил Клодт вышли изо Товарищества передвижников! Критик Владимир Стасов хвалил поэзия полотна Куинджи, но ругал за «недописанные» участки, которые посчитал небрежностью. Спирт, как и некоторые другие современники Куинджи, не понял, подобно как это художественный прием автора, новое слово, которое вслед за тем отзовется в авангардном искусстве ХХ века. К тому но Куинджи использовал особые краски, которые придавали результат свечения картине. Красоту и ценность искусства мастера оценили с течением времени.
Еще один неочевидный извлечение создателей маршрута — «Девушка, освещенная солнцем» кисти Здоровая Серова. Что в этом портрете двоюродной сестры художника, сидящей около деревом, могло не понравится современникам автора? И тем далеко не менее Владимир Маковский очень резко сказал о картине: «…кто сие стал прививать к галерее Павла Михайловича сифилис?» А толстушка «Русские ведомости» писала о выставке, где впервые была представлена эксплуатация, что она отличается «замечательной бедностью». Однако Павлуха Третьяков приобрел портрет еще до вернисажа, увидев в нем новизну в изображении света и тени, неустрашимость мазков и палитры. В период сумрачного реализма и преобладания унылых и темных красок сие полотно стало настоящим переворотом, дуновением свежего ветра перемен, которое почувствовал устроитель Третьяковки.